807 подписчиков

Почему я не боюсь черных русалок.

Не могу разделить общего возмущения выбором черных актеров на роли белых персонажей (или персонажей, которых мы привыкли считать белыми). Прежде всего, нет аргументов против черных дриад, эльфов и русалочек. Рассуждения о достоверности или недостоверности просто смешны , когда речь идет о сказке, не правда ли?

Холли Бейли сыграет русалочку в диснеевской постановке. Кто возьмется утверждать, что не похожа? ) Фото взято из открытых источников.
Холли Бейли сыграет русалочку в диснеевской постановке. Кто возьмется утверждать, что не похожа? ) Фото взято из открытых источников.

Что же касается исторических фильмов и сериалов, то любой из них так сильно грешит против истины, что цвет кожи персонажа может быть отнесен к мелким неточностям. Архитектура, интерьеры, костюмы и вооружение могут быть вопиюще недостоверны, фильм может перевирать последовательность и хронологию исторических событий - все это, и еще тонны псевдоисторической клюквы, зритель глотает безропотно. Роль исторического персонажа в описываемых событиях может быть безбожно переврана, исполнитель даже близко на него не похож — зритель не придаст этому значения. Несовпадение роста, комплекции, цвета волос и даже возраста — все пустяки. Но не цвет кожи. Тут зритель внезапно становится очень щепетилен, поскольку раса кажется ему действительно значимым фактором. Жаль вас расстраивать, ребята, но вот это уже и есть чистый расизм. Дело в том, что на индивидуальном уровне расовые признаки это только особенности внешности и ничего более. Африканская внешность актера разрушает иллюзию, когда речь идет о заведомо белом историческом персонаже? Понимаю. Но едва ли не в каждом историческом фильме есть прегрешения против исторической правды, которые разрушают ее еще сильнее. Не стоит ждать от кинематографа слишком многого в этом смысле.

Тэлли Савалас Отиэно в роли Маннергейма в фильме "Маршал Финляндии", который я не видел и не собираюсь смотреть. Как и те, кого он так возмутил.                                        Фото взято из открытых источников.
Тэлли Савалас Отиэно в роли Маннергейма в фильме "Маршал Финляндии", который я не видел и не собираюсь смотреть. Как и те, кого он так возмутил. Фото взято из открытых источников.

И, наконец, экранизации. Отступления от буквы первоисточника при экранизации литературных произведений неизбежны, как неизбежны они при переводе, например. Фильм воссоздает содержание текста принципиально иными средствами. Это полноценный творческий акт, и его участники просто не могут уклониться от реализации собственного видения и собственной творческой воли. Они могут попытаться, но выйдет плохо. Сравните две экранизации Булгакова Владимиром Бортко. Снимая «Собачье Сердце» он, фактически, рассказал собственную историю, по своему расставил акценты и раздал свои, далекие от авторских, характеристики персонажам. И получился бесспорный шедевр. А когда он взялся за знаменитый роман «Мастер и Маргарита», то был подавлен пристальным и ревнивым вниманием публики к «точности» экранизации, впал в робкий буквализм. И в итоге — кто помнит тот сериал? Многие ли его пересматривают?

Тамара Лоуренс в роли Виолы в постановке "Двенадцатой ночи" Национального королевского театра Великобритании. Фото взято из открытых источников.
Тамара Лоуренс в роли Виолы в постановке "Двенадцатой ночи" Национального королевского театра Великобритании. Фото взято из открытых источников.

Выбор исполнителей — один из важнейших аспектов воссоздания произведения средствами кинематографа. Это неизбежный момент творческого вмешательства авторов экранизации в мир первоисточника. Риск, которого они не могут избежать. И, в то же время — возможность, которой нельзя пренебречь. Подбор актеров никогда не может полностью удовлетворить зрительских ожиданий. Вас шокирует черная Анна Каренина? Что ж, я тоже не могу поверить в Анну Каренину в исполнении Киры Найтли, например, поскольку Анна — брюнетка «плюс сайз» у Толстого. Но я не делаю из этого трагедии, ведь это не первая и не последняя экранизация с разочаровывающим кастингом.

Кира Найтли в роли Анны Карениной. Толстой описал Каренину как полную брюнетку, и несколько раз упомянул в тексте романа красоту ее полных плеч.                              Фото взято из открытых источников.
Кира Найтли в роли Анны Карениной. Толстой описал Каренину как полную брюнетку, и несколько раз упомянул в тексте романа красоту ее полных плеч. Фото взято из открытых источников.

Консервативная публика считает, что приглашение черных актеров на роли заведомо белых персонажей есть выбор чисто политический, что это просто дань принципу расовой толерантности. На самом деле, это практическое осуществление расового равноправия, отрадное свидетельство того, что современная цивилизация верна ему не только на словах. По мере эмансипации черных, все больше представителей черной расы получают возможность реализовать себя в творческих профессиях. Появляется все больше черных актеров, и они хотят играть значительные, знаменитые роли — Гамлета, Анну Каренину, Гермиону Грейнджер, наконец. И это на руку продюсерам и режиссерам, поскольку расширяет возможности кастинга. Ошибается тот, кто думает, что режиссер может пригласить талантливого, выразительного и харизматичного черного актера или актрису на роль белого персонажа только под политическим давлением. Нет, для режиссера это счастливая возможность взбодрить давно знакомую публике историю. А ведь в этом и заключается творческая цель экранизации.

Они Ухиара в роли Анна Карениной. Фото взято из открытых источников.
Они Ухиара в роли Анна Карениной. Фото взято из открытых источников.

Здесь можно прочесть, кого из черных актеров я хотел бы увидеть в "белых" ролях, и в каких именно.