Как спланировать и звукоизолировать студию звукозаписи
Начнем с того, что по первому образованию я архитектор и строительную физику изучал от и до. То есть о существовании дисциплины «Акустика» мне не надо объяснять. Живя в идеальном мире, прежде чем звукоизолировать студию, я, конечно же, достал бы все свои конспекты по акустике и материаловедению, да еще бы навестил преподавателей, чтобы уточнить ряд коэффициентов в формулах. Также я бы запроектировал с ноля здание под студию, а после бы его построил. Ну вы поняли мою иронию и сарказм. Нужно не мечтать, а исходить из суровых провинциальных реалий. Они же были таковы. Я имел квадратное помещение без окон примерно 4,5 метра на 5 метров с высотой полков порядка 4,6 метров. И это, поверьте, было неплохо.
Согласно науке полы в студии нужно делать плавающими, также следует возвести дополнительные стены вдоль имеющихся, при этом устранить в помещении прямые углы, чтобы между стен не было параллелей. То есть мы должны предварительно устранить предпосылки для реверберации до этапа отделки. Далее идет расчет затрат материалов звукорассеивающих и звукопоглощающих. Пока их доставляют, проводим экранирование помещения с опытным специалистом.
К чему мы опять приходим? Мы возвращаемся к миру единорогов. В реальности большая часть этих несомненно нужных действий опускается.
Почему? Потому что мы уже ранее писали, что главные клиенты студии — это не музыканты.
Подробнее об этом здесь:
Как открыть студию звукозаписи. Часть3
И также мы писали, что важен баланс между оправданными тратами и финансовой отдачей.
Подробнее об этом здесь:
Как открыть студию звукозаписи. Часть 4
Соответственно нам нужно было малой кровью в нашем помещении добиться приемлемой звукоизоляции. Мой партнер хотел звукоизолировать все помещение. Глядя на потолки более 4х метров, я понимал утопичность его стремлений в рамках наших скромных бюджетов. В итоге мною было принято решение, что внутри нашего помещения мы построим отдельную комнату для звукозаписи. Чтобы долго не описывать, прикладываю примерный план того, что было сделано. Набросал на скорую руку.
На плане видна звукозаписывающая комната 2 на 3 метра. Высота ее была 2 м 20 сантиметров. Именно ее мы изнутри звукоизолировали. Две стены и потолок комнаты были сделаны из гипсокартона. Далее был закуплен акустический поролон, позволявший закрыть внутри все, кроме пола, окна и двери. Одного его для звукоизоляции было недостаточно. Звук частично проходил сквозь стены маленькой комнаты и снаружи отражался от поверхности всего помещения. Требовалось чем-то заполнить пустоты в стене между поролоном и гипсокартоном. Мы обратились за советом к знакомому звукорежиссеру, который уже лет 10 работал на большой столичной студии. Он без колебаний порекомендовал нам заполнить пустоту яичными поддонами. Понятно, что звучало это крайне не солидно, тем не менее знакомый звукарь резонно заметил, что сие наполнение стен будет скрыто от публики очень даже понтовым с виду акустическим поролоном. Кроме того вкупе эти два материала дадут хорошую звукоизоляцию.
Мы последовали совету коллеги по цеху и в течении пары недель наведывались за нужным материалом на ближайший рынок. Пустоты в стенах были заполнены, результат нас устроил. Внутри нашей комнаты для записи отраженный звук едва улавливался.
Для того, чтобы еще больше убрать реверберацию, нам нужно было что-то придумать с наружным помещением. Из-за высоты потолков звук в нем гулял. Как это удалось сделать, я напишу в следующей части, поскольку настало время затронуть тему интерьера студии звукозаписи.
Предыдущие части:
Как открыть студию звукозаписи. Часть1
Как открыть студию звукозаписи. Часть2
Как открыть студию звукозаписи. Часть3
Как открыть студию звукозаписи. Часть 4