Найти тему
Зелёная Точка Старта

Многоразовые ракетоносители в России всё же будут. Вопрос только в скорости их внедрения

В начале октября прошлого года «Роскосмос» объявил о начале работ по многоразовому ракетоносителю «Амур». Уже много с того времени сказано, что «Амур» практически в точности повторяет схему посадки и посадочных опор, уже отработанную SpaceX на РН Falcon9. Но и это не самое интересное. В дискуссиях по теме «захвата» РН Super Heavy на финальной стадии приземления наш читатель Сергей Сергеев привёл пример, который меня немало удивил. Оказывается, задолго до разговоров про «Амур», в России прорабатывалась тема вертикальной посадки многоразового РН, и усовершенствование схемы РН Falcon 9.

Автором разработки и патента стал Савельев Борис Иванович. В 2012 году им была разработана и запатентована технология мягкой посадки многоразовой ракетной ступени, с подсистемой вертикализации. Патентообладателем является ОАО "Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения".

В пояснении к патенту RU2497715C1 в частности говорится: "...Изобретение относится к конструкции многоразовых ракет-носителей и может быть использовано при создании их перспективных образцов.
Известна многоразовая первая ступень РН «Falcon-9» (РКТ №44, 2011, стр.6).
Мягкая посадка этой ступени осуществляется с помощью ракетного двигателя и посадочных опор.
Недостатком этой системы посадки является возможность опрокидывания ступени ракеты-носителя при нерасчетных условиях ее посадки в части скорости посадки, ее вертикальной и горизонтальной составляющих, неровностей поверхности (углублений и выступов), а также случайных порывов ветра.
Целью изобретения является устранение указанного недостатка.
Указанная цель достигается тем, что в состав системы мягкой посадки многоразовой ракетной ступени, содержащей ракетные двигатели и посадочные опоры, введена подсистема вертикализации ступени после ее посадки, включающая в свой состав не менее трех пенетраторов (фиг.1), внутри корпуса 1 каждого из которых размещена тяжелая ударная пуля 2 с заделанным на ней длинным тросом 4 и пороховой двигатель 3 для разгона пули, снаружи корпуса на его торце установлен двухмостиковый пиропатрон 5 для поджига порохового двигателя, а на цилиндрической части корпуса намотана основная часть троса, каждый пенетратор, при этом, помещен в кожух 6 для установки пенетратора на корпусе ракетной ступени в ее верхней части под углом к продольной оси ступени..."
-2

Итак, несмотря на все разговоры в российском информационном поле про «бесперспективность» многоразовой схемы для ракетоносителей, мы видим, что этот вопрос у нас прорабатывался давно, вспомним хотя бы проект #Байкал , но почему-то это до сих пор не было реализовано. Возможно, считалось, что собирать одноразовые ракеты экономически выгоднее самим производителям, загружая их мощности. При этом не бралось в расчёт, что многоразовость снижает стоимость вывода полезной нагрузки с каждым последующим запуском. Но SpaceX, а затем Rocket Lab, и вскоре Blue Origin, показывают, что именно многоразовость ракетоносителей это и есть будущее космонавтики, как коммерческой, так и научной.
Илон правильно говорил, что делать одноразовые ракеты, это такая же глупость, как если бы вы использовали одноразовые автомобили или самолёты.

ещё один из вариантов "захвата" ракетоносителя на завершающей стадии приземления. Конструкция Владимира Павловича Бармина, только уже работающая не на старт, а на посадку.
ещё один из вариантов "захвата" ракетоносителя на завершающей стадии приземления. Конструкция Владимира Павловича Бармина, только уже работающая не на старт, а на посадку.

Как мы видим, патент, о котором говорилось выше, остался не востребован в России до настоящего времени. Предположу, что он найдёт своё применение в РН «Амур». Однако первый старт «Амура», если всё пойдёт по плану, намечен только на 2026 год. Ещё 5 лет! При нынешней скорости развития и внедрения новых решений в мировом ракетостроении, это очень и очень долго.

Наши инженеры способны разработать системы не только на уровне того же #SpaceX , но даже и лучше. Вспомним, что советский #Буран был значительно лучше своего американского собрата. Проблема в скорости внедрения новых разработок, в косности мышления тех, кого поставили «рулить» этой сферой, в «неповоротливости» государственных компаний. Про другие аспекты даже и говорить не хочется, хотя про них мы можем периодически узнавать из информационных сводок Следственного комитета, и Прокуратуры – «дела» по «Восточному», по «Хруничеву», по «Энергии». А это тоже вносит свой значительный вклад в торможение развития.

Так что остаётся следить за развитием многоразовых технологий у SpaceX, Rocket Lab, Blue Origin, и китайцев.

___________________________

Уважаемые читатели, не забывайте кликнуть кнопку "Подписаться" на наш канал здесь в Дзене по прочтении статьи.

Можете подписаться и на наш Телеграм-канал, чтобы не пропустить новые материалы, и делиться ссылками на них со своими друзьями в новом мессенджерах. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты.

Ваше участие нам очень важно!