2,4K подписчиков

Ночь перед Рождеством

Из рецензий музыкальных критиков конца XIX века:

"Жидкие аплодисменты звучали очень сиротливо
среди общего равнодушного молчания..."
"Я сожалею, что она (опера) будет поставлена на сцену.
Дадут два-три раза и заговеются. Тут оперы ровно нет никакой... Людей живых - ни одного... Все речитативы стоят меньше гроша..."
"...коротенькие фразки вместо настоящих мелодий..."

Так отзывались современники на премьеру оперы "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова, которая имела оглушительный
провал
28 ноября 1895 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.

Сам композитор позже писал:

"Моё увлечение мифами и соединение их с рассказом Гоголя,
конечно, моя ошибка..."

Самообладанием композитора можно только восхититься - автор оперы видел все слабые стороны своего нового произведения. Но не сдавался. Последняя цитата имеет продолжение:

"...но эта ошибка давала мне возможность написать много интересной музыки..."

Давайте разберёмся, так ли была плоха быль-колядка "Ночь
перед Рождеством", как назвал свою оперу Римский-Корсаков.

А ещё я расскажу о маленьком, но ценном изобретении композитора,
с помощью которого рождественские мелодии приобрели волшебство.

***

Повесть Николая Васильевича Гоголя "Ночь перед Рождеством", входящая в его цикл "Вечера на хуторе близ Диканьки",
пользовалась необыкновенным успехом как среди читателей, так и среди композиторов. Многие хотели переложить сюжет повести на музыку.

фото https://skazkisameli.ru/raznoe/item/959-noch-pered-rozhdestvom-gogol-chitat-povest
фото https://skazkisameli.ru/raznoe/item/959-noch-pered-rozhdestvom-gogol-chitat-povest

В сезоне 1873-74 гг. Русское музыкальное общество объявило
конкурс на оперу по мотивам рождественской сказки Гоголя.

Партитуру своей комико-фантастической оперы представил
Пётр Ильич Чайковский, предвосхитив её девизом
"Ars longa, vita brevis", что переводится "Искусство вечно, жизнь коротка".

Жюри высоко оценило работу Чайковского, названую им "Кузнец Вакула". И среди шести участников конкурса первое место заняло произведение Петра Ильича с денежным вознаграждением в 1500 рублей.

Несмотря на победу, композитор не торопился с постановкой
"Кузнеца Вакулы" на сцене театра. Чайковский сам чувствовал,
что перегрузил музыку "излишним обилием деталей, сложностью гармонии и отсутствием чувства меры в оркестровых эпизодах..."

А некоторые критики и вовсе упрекали Петра Ильича в том, что он, заявляя оперу как комическую, перенасытил её лирическими мелодиями.

Позже Чайковский переработает некоторые фрагменты,
и опера получит своё окончательное название
"Черевички".

Фрагмент из оперы Чайковского, экранизированной в 1944 году.

Римский-Корсаков не участвовал в конкурсе, так как являлся членом жюри. Хотя идея повести Гоголя полностью поглотила его, создание
своей партитуры композитор
отложил на долгие 20 лет - Николай Андреевич счёл недопустимым причинять Чайковскому страдания.
Так что композитор засел за написание оперы "Ночь перед Рождеством"
лишь спустя полгода после sмерти Чайковского.

Позже критики и театралы поймут и примут значение оперы Римского-Корсакова. Ведь по сути "Ночь перед Рождеством" - связующее звено между старым, дохристианским временем и новым, христианским.

Несмотря на присутствие в опере языческих колядок и хороводов,
а также нечистой силы и ночи как основного места для её проделок, произведение Римского-Корсакова заканчивается хоровым пением
на фоне рассвета, в котором чувствуется весна -
символ пробуждения
новой жизни.

Из воспоминаний музыкального критика Н.Ф. Финдейзена:

"Главная сила этой оперы в её симфонических страницах...
Всё это - новые образцы в нашей оперной литературе, яркие,
мощные и своеобразные".

Второй музыкальный критик Г.А. Ларош прямо напишет, что опера
"Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова представляет собой
"шедевр современной передовой фактуры".

А ещё Римский-Корсаков привнёс в музыку новшество, и оно покорило музыкальный мир. Он ввёл в мелодию новый инструмент, который преобразил музыку в волшебство, - колокольчики.

Это малоизвестный факт, но он стОит того, чтобы о нём знали.

Увертюра к опере "Ночь перед Рождеством" написана самим Римским-Корсаковым. Прислушайтесь! В ней звучат колокольчики, которые отрывают нас от земли и несут ввысь, наполняя мелодию звонким, прозрачным, морозным воздухом. Разве вы никогда не слышали тихий звон колокольчиков зимним утром или вечером, когда звёзды танцуют
на бархатном небе, а снежинки кружатся с ними в такт?

С Рождеством, православный мир!

Если вам понравилась моя статья, ставьте
лайки, комментируйте, задавайте вопросы
и подписывайтесь на мой канал.

До новых встреч!

Ваша Белая Орхидея