Я начинаю цикл статей об изнанке работы университета. Хочу, чтобы люди взглянули на ВУЗ изнутри и увидели его глазами преподавателей - обычных людей с необычной (иногда) профессией.
И начинаю его с того, что мне особенно близко именно сегодня, 14 января - с работы заочного отделения.
Признаюсь сразу: я сама заканчивала универ заочно. И мой муж тоже. Потому что к тому моменту, когда мы осознали важность высшего образования, нам было уже за 20 и мы не хотели сидеть на шее у родителей, обучаясь очно. У нас у обоих была работа, предоставляющая перспективы карьерного роста, и мы были почти женаты. И не имели ничего против "родить ребенка". Поэтому нам оставалась только заочка.
Я, признаюсь честно, побаивалась, как у меня на работе отнесутся к диплому заочного отделения. Отнеслись нормально. Потому что:
Официально число часов обучения на заочном отделении такое же, как и на дневном. Вот только бОльшую часть материала ты усваиваешь сам (меньше так называемых "аудиторных часов" и больше "для самостоятельной подготовки).
Я не буду описывать здесь, как училась я. Поверьте, когда ты одна заочница на весь факультет - это ад.
У мужа все было наоборот: их была толпа, и учились они, скорее, как вечерники: у них постоянно были какие-то лекции, консультации, доп. занятия и т.д.
У меня на работе (а работаю я не там, где училась) - что-то среднее. Над заочниками не трясутся, но и не бросают на произвол судьбы.
В начале года деканат заочного отделения устраивает для студентов собрание, раздает им задания, которые кафедры готовят заранее. На выполнение этих заданий - 2-3 месяца. Но сами задания не обязательно делать вот так сразу: в январе читается курс лекций и проводятся консультации, а так же лабораторные работы (там, где они нужны). Преподаватели отвечают на все вопросы, помогают с выполнением заданий.
Сейчас, в связи с пандемией, все это делается онлайн.
И (по той же причине) сейчас кафедры начали делать курсы видеолекций. Мы бы их и раньше сделали, но... пока петух не клюнет - сами знаете. Да и оборудование нам стали выдавать под это дело.
Да, я знаю, что в интернете этих видеолекций куча. НО! Каждый универ и каждая кафедра читают по-своему. Особенно это касается таких предметов, как наша информатика. У нас даже тема "построение графиков" специфическая, мы строим графики зависимостей температуры от давления, а потом выводим формулу зависимости. Непонятно? Вот! А если видеолекции посмотреть по этому запросу, то еще непонятнее будет.
Учатся заочники немного дольше дневников. Как правило, на полгода дольше, иногда - на год. Дипломные проекты и работы делают у тех же преподавателей и в тех же условиях, что и дневники. Вот только преддипломную практику не проходят, т.к. в большинстве своем работают по специальности. Ведь на заочное идут, как правило, получив среднее специальное образование и устроившись работать.
И вот это, на мой взгляд, самое важное. Человек делает осознанный выбор. У него есть профессия: если что-то пойдет не так, он может оставить обучение на время (например, уйти в декретный отпуск или подкопить денег на образование). При этом теряется очень мало: если только время... Работа остается, знания остаются.
Так что ничего страшного в этом заочном отделении нет. Разумеется, при правильном подходе.