547 подписчиков

Специалисты для развития речи. Не говорящий ребенок в 3.5 года

121 прочитал

Когда у ребенка нет речи в 3,5 года, не говорят о задержке речи. К сожалению, не говорящий ребенок, даже если у него "всего лишь" моторная алалия, начинает отставать в психическом развитии, это как минимум ЗПРР. Зачастую отсутствие речи это не самостоятельный диагноз, а всего лишь признак более грозного "заболевания".

В маленьком возрасте тяжело поставить верный диагноз. Одинаковые признаки проявляются при разных заболеваниях. Сегодня у моего сына стоит несколько диагнозов: сенсомоторная алалия, ЗПРР, РАС. Какой из них верен врачи сказать не могут, да это и не важно, так как корректируются они одинаково.

Я рассказываю только свой опыт, я не специалист и не врач.

С нами занимаются 4 педагога.

ДЕФЕКТОЛОГ.

Занимается развитием интеллекта + вызов речи. Цвета, фигуры, животные, времена года, глаголы, предлоги и тому подобное, этому учит дефектолог. Нормотипичным детям эта информация приходит сама собой, достаточно мимо ходом рассказать, ребенок улавливает и запоминает. С сенсорными алаликами, с ЗПР, с аутистами, с умственно отсталыми детками такое не прокатит, их нужно УЧИТЬ. Также дефектолог учит ребенка выполнять просьбы, например "дай", "возьми", "принеси" - это наш случай. Учит играть: собирать пирамидку, катать машинку, собирать пазлы. Попутно дефектолог занимается вызовом речи, общаясь с ребенком по особой методике.

С дефектологом мы занимались чуть более года 3 раза в неделю по 30 минут с 2 лет. Последние пол года к сожалению не занимаемся. У меня душа разрывается из-за того что мы упускаем время. Дело в том, что с сентября мы ходим в коррекционный садик, у нас там должны быть занятия с дефектологом КАЖДЫЙ ДЕНЬ по 15 мин, утром или после сон часа в самое продуктивное время. Я понадеялась на садик и заменила платные занятия с дефектологом на нейропсихолога. Но в нашей группе нет дефектолога, никто не хочет с нами работать, потому что садик находится в удаленной части города.

ЛОГОПЕД.

Логопед занимается вызовом речи, в дальнейшем этот же специалист занимается исправлением дефектов речи. Логопеда по вызову речи сложно найти. С логопедом сын занимается в садике каждый день по 15 минут. Принцип такой: сначала ставятся гласные, потом легкие согласные и простые слова. Собственно мы стоим на гласных. Попутно логопед развивает мелкую моторику. Например во время занятий может играть с ребенком с песком, с пластилином, с массажными предметами. В речи к сожалению у нас стопор. Мелкая моторика улучшается. На днях, для меня было открытием, что сын умеет открывать двери с круглыми дверными ручками и откручивать игрушечную гайку.

ПСИХОЛОГ.

Чем занимается психолог я не знаю. С сыном он занимается в садике 2 раза в неделю. Что они делают без понятия. Надеюсь в ближайший месяц выловить ее и пообщаться.

НЕЙРОПСИХОЛОГ.

В нашем случае задача нейропсихолога научить меня и сына общаться друг с другом с помощью альтернативной коммуникации.

У нас проблема. Ребенок не говорит. Если он хочет пить, он ведет меня к кувшину с водой, может подать кружку. Есди хочет есть ведет к холодильнику, может открыть дверь или подать тарелку. Если еда холодная отдаст тарелку и подведет к микроволновке. И остальное в этом же духе. НО, есть желания, которые он не может обьяснить - это огромная проблема. Раньше были истерики, битье меня ладошкой по лбу, кидание вещей. Сейчас, после 3 месяцев занятий с нейропсихологом (1,5 часа в неделю) происходит так. Сын встает напротив меня, смотрит в глаза и хлопает в ладоши. Понятия не имею что ему надо. В большинстве случаев заканчивается ревом. Битье ладошкой по лбу и кидание вещей осталось, но значительно реже.

Первое чем занимался наш нейропсихолог - убирала агрессивное поведение, потому что истерики это пипец полнейший. Сейчас мы начали вводить карточки. У нас было пробное занятие в прошлом году и первое интенсивное занятие на прошлой встрече. Нам разрабатывают индивидуальные карточки в соответствии с интересами ребенка. Вчера мне должны были выдать часть карточек, чтоб мы занимались дома, но к сожалению мы не доехали до занятий. Вот почему.

Для не говорящего ребенка важны не только занятия со специалистами, о которых я рассказала. Кстати, дома мы самостоятельно занимаемся логоритмикой. У себя на канале со временем я покажу. Логоритмика нужна не говорящим деткам.

Нужно уделять внимание общему развитию, по той причине, что не говорящие дети, как я уже говорила, отстают не только в речи. Что это будет - танцы, бассеин или что-то другое зависит от интересов ребенка и возможностей родителей.

Забегая вперед, у нас в планах бассейн и иппотерапия.

В бассейн мы идем после морозов. Раньше сын часто болел, между болезнями проходило менее 2 недель, мы не могли ходить. А сейчас на улице холодина. Сегодня -29 градусов, брр.

На иппотерапию пойдем после оформления инвалидности, т.к. они находятся далековато, пока что нет времени, да и бюджет наш не тянет.

Подытожив, хочу сказать. Не говорящему ребенку старше 3 лет нужно много занятий. Время летит, надо успеть сделать максимум сейчас, чтоб потом не жалеть. НО, нельзя перегружать ребенка! Помним, это ребенок. Важно грамотно планировать время. Иногда лучше отказаться от занятий, чем перегрузить ребенка.

Домашние занятия к сожалению не могут полноценно заменить специалистов, лишь некоторым родителям это удается.

Выбор специалиста дело ответственное. Первые несколько занятий уходят на знакомство и налаживание контакта. Бегать от одного к другому нет смысла, полноценные занятия начинаются на второй месяц.

У меня нет цели учить. Здесь я просто рассказываю как было и как есть у нас.

Еще у меня есть канал, где я показываю наши видео. Канал я создала с целью знакомства с такими же родителями как я. Когда говоришь открыто о своей проблеме, получаешь подсказки и советы, которые самому не приходят в голову. Может быть и мои видео также будут полезны части зрителям. Вот ссылочка на мой канал и одно из наших занятий.

Всем здоровья, чтоб наши детки поскорей пришли в норму.