Найти тему

Пятый канал, который мы потеряли. Часть первая.

Оглавление

Вы знали, что самый длинный отечественный сериал - это "След", состоящий из двух с половиной тысяч серий и транслирующийся практически нон-стопом на Пятом канале? Вот теперь знаете.

Но поскольку о сериале, кроме того, что он является эпигоном американского "CSI" и держится в эфире уже тринадцать лет, сказать так-то и нечего, то сегодня мы поговорим о Пятом канале - почему, по большому счету, он должен был быть Первым каналом, как он стал крайне популярен в конце 80-х и почему пропал из всероссийского вещания на 9 лет. Так что устраивайтесь поудобнее в своих креслицах и поехали.

Если же вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о телевидении, добро пожаловать в статью-рубрикатор.

Предания старины глубокой

Может быть, СССР не был родиной слонов, но вот российские ученые точно были пионерами телевидения. Ещё в 1911 году профессор Розинг совместно с учениками (одним из которых был В.К. Зворыкин, отец кинескопа и современного телевидения) провел первую телепередачу из одного здания в другое. Происходило это всё в Санкт-Петербурге.

Если Зворыкин - отец телевидения, то Розинг, стало быть, дед телевидения
Если Зворыкин - отец телевидения, то Розинг, стало быть, дед телевидения

Несмотря на то, что спустя десять лет учеников Розинга раскидало по всему миру (а Зворыкин осел в США, где, собственно, и разработал коммерчески успешную систему телевещания), сам он жил и работал в Ленинграде, где в 1924 году вернулся к своим опытам с телевидением. К сожалению, в 1931 году Борис Львович был арестован и сослан в Архангельскую область, и не смог увидеть, как его идеи используются на практике - он умер в 1933 году.

А Ленинградский телецентр в сентябре 1938 года начал регулярный показ телепередач - и именно эта дата является датой создания Ленинградского телевидения, потомком которого является современный Пятый канал. Электронное вещание из Москвы началось двумя месяцами позже.

Вообще, Ленинградское телевидение во многом было новаторским. На нем впервые в отечественной истории "изобрели" современный формат новостных выпусков - кратко и обо всём, впервые выпустили отечественную телеигру - передачу «Один за всех, и все — за одного». Первыми ленинградцы перешли и на цветное телевещание, стали пионерами детского вещания.

Но у телецентра не было собственной частоты за пределами Ленинграда и Ленинградской области - до самого начала 80-х ленинградское телевидение вещало в рамках регионального блока на Первой программе Центрального телевидения. Лишь с 1982 года Ленинградская программа получила свою частоту, став, заодно, всесоюзным телеканалом.

Стремительный взлет

К 80-м годам ленинградцы накопили как богатый опыт производства телепрограмм, так и наиболее современное оборудование, которое могло быть на ТВ в те годы. Поэтому атмосфера на телеканале была достаточно фрондерской и новаторские идеи, приходящие коллективу в голову, тут же старались реализовать. А тут как раз и Перестройка подоспела, приоткрылись шлюзы в основании Железного Занавеса, и, опьяненные слабых запахом свободы, сотрудники телеканала начали творить.

Так, в 1984 году на экраны вышел "Музыкальный ринг" - первое отечественное музыкальное ток-шоу. Ну вышло и вышло, в чем же новаторство? А ведь именно там на телеэкране впервые появились те, кого раньше власти ссаными вениками гоняли по всему Союзу - рок-музыкантов. "Аквариум", "Машина времени", "Алиса", "Звуки Му" ещё недавно существовали в полуподпольном виде на квартирниках и полулегальных концертах - а теперь получили площадку для собственных выступлений, да ещё и на ТВ.

Или вот Сергей Минаев, например
Или вот Сергей Минаев, например

Не менее удачным опытом стал "Телекурьер", который обозревал новости Ленинграда за день, не боялся критиковать городские власти и вообще рвал шаблон советскому зрителю своей лёгкостью и непривычностью.

Но королем эфира тогда, конечно, был Александр Невзоров и его "600 секунд". За десять минут ведущий рассказывал о главных новостях, давал свои комментарии и пускал какой-нибудь видеоряд. Программа была крайне динамична (а в углу экрана висел счетчик, отматывающий эти самые 600 секунд), остроумна и злободневна, но, увы представляла собой типичное зрелище конца 80-х - начала 90-х - чернуха, чернуха, кровавый советский режим, чернуха. Не стеснялись показывать ничего - от голых человеческих тел, до разобранных на запчасти. Советский народ, ясное дело, офигевал от увиденного, но продолжал смотреть дальше, делая программе рейтинги, за которые сейчас любой Эрнст удавится от зависти.

За любовь к своеобразным сюжетам Невзорова даже прозвали "Мясником"
За любовь к своеобразным сюжетам Невзорова даже прозвали "Мясником"

Впрочем, веселье длилось недолго - в октябре 1993 года за очередные художества в эфире Невзоров получил по рукам и был выпилен из эфира.

Однако Ленинградское ТВ любили не только за это. Помните развеселый "Большой фестиваль" и его маскот - человека-кеду Хоху? Между прочим, в этой передаче показывали иногда и аниме, это вам не нафталиновые "Спокойной ночи, малыши"! Или же "Мультлото" с теми же персонажами? Или же "Пятое колесо", где развлекались Шолохов и Курёхин со своим "Ленин-гриб"?

В общем канал жил и развивался, пока не пришло оно...

Время бардака

Будучи людьми свободолюбивыми и, разумеется, имеющими свое мнение, ленинградские журналисты в новой России решили продолжить гнуть ту же линию, что и при СССР - обличать и призывать к порядку. Вот только времена были уже другие, порядок мало кого интересовал, да и людей с экрана мало кто воспринимал всерьез. Попутно в Москве никто не знал, что делать с этой питерской интеллигенцией, возомнившей о себе невесть что и СПб-ТВ постоянно реорганизовывали. За три года телеканал переподчиняли четыре раза, пока не остановились на формате Государственной телерадиокомпании "Санкт-Петербург - Пятый канал".

Логотип "Пятого канала"  в 90-е
Логотип "Пятого канала" в 90-е

Как-то странно звучит, но Пятый канал выходил в эфир на третьем метровом канале, почему же он всё таки Пятый? Ответ прост - в советское время существовали Первая программа ЦТ, Вторая программа ЦТ, Московская программа ЦТ, Образовательная программа ЦТ и Ленинградское телевидение (а также Шестая программа, но о ней как-нибудь потом). Поскольку в этом перечне питерцы были пятыми, то и канал стал Пятым.

И тут оказалось, что всё достойное в этой вакханалии было растеряно, а канал стал настолько прогосударственным, что, вполне в рамках государственной стратегии тех лет - распилить и раздать, начал приторговывать своим эфирным временем направо и налево. Сперва в эфире появились программы НТВ (но логотип Пятого канала оставался на экране), а потом - и дочерней компании Сергея Лисовского "Свежий ветер".

Картинка привлечения внимания для
Картинка привлечения внимания для

Эти ребята производили утреннюю программу для питерцев, но сделали весьма нестандартный ход - не стали использовать логотип Пятого канала при трансляции своих программ. Через это руководство канала поимело проблемы с выходом в эфир - якобы за скрытую передачу лицензии. И тут, как говорится, всё пошло кувырком - в 1997 году лицензию на частоты пятого канала получает телеканал "Культура", а "Пятый канал" отправляется просвещать Санкт-Петербург и Ленинградскую область.

Темные времена продлились до 2007 года, когда ТРК "Петербург — Пятый канал" вновь вернулась в федеральный эфир, но об этом мы поговорим уже в следующий раз.

-6