Индуизм — комплекс философско-религиозных учений, складывавшихся в Индии начиная со второго тысячелетия до н.э.
В наше время индуизм исповедуют более 1 млрд человек — это третья по числу последователей религия в мире, претендующая на признание в качестве одной из мировых религий (наряду с буддизмом, христианством и исламом). Индуисты составляют большинство населения Индии и Непала. Значительное количество приверженцев индуизма насчитывается в таких странах, как Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Маврикий, Фиджи, Суринам, Гайана, Тринидад и Тобаго, Великобритания, Канада и США.
В отличие от многих других религий, индуизм не связывается с именем какого-либо основателя и имеет достаточно мощные ответвления: вишнуизм, брахманизм, шиваизм, шактизм и другие. То общее, что объединяет эти ответвления в религиозно-философскую систему индуизма можно обозначить как продолжение и развитие ведических представлений о человеке и мироустройстве.
Веды (из санскрита — «знание», «учение») считаются одним из самых древних священных писаний в мире.
Согласно современной науке, они составлялись в течение периода, который начался около XVI века до н.э. и завершился во времена Будды в V веке до н.э. Большинство учёных сходятся в том, что еще до того, как Веды были записаны, в течение трех-пяти веков существовала устная традиция их передачи. Чтобы осознать колоссальную удаленность Вед от нашего времени достаточно сказать, что первые ведические тексты появились более чем за пять столетий до того времени, когда в Древнем Египте правила царица Нефертити — жена фараона-реформатора Эхнатона, и почти за два тысячелетия до рождения Иисуса Христа.
Ведическая литература труднодоступна для человека европейской ментальности, прежде всего потому, что она построена по непривычному для нас многослойному матричному принципу. Этот принцип выражается в том, что священное писание состоит из четырех Вед: «Ригведа» (Веда гимнов), «Самаведа» (Веда напевов), «Яджурведа» (Веда жертвоприношений) и «Атхарваведа» (Веда заклинаний), а каждая Веда — из четырех разделов (Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады). Самхиты — сборники гимнов, молитв, заклинаний, ритуальных формул, обращённых к пантеону ведических богов и богинь. Брахманы — гимны и мантры, которые используются для проведения ритуалов. Араньяки — заповеди, созданные для «третьей стадии жизни», когда глава семьи, достигнув преклонного возраста, уходил в лес, становясь отшельником, и предавался размышлениям. По содержанию Араньяки как и брахманы, раскрывают космологический смысл ведийских ритуалов. Наряду с толкованием ритуальных деталей в Араньяках содержатся рассуждения об их глубинной сущности как как механизмах достижения бессмертия или познания Божественного начала. Упанишады — это философские тексты, благодаря постижению которых обретается знание Брахмана (Абсолюта). Ранее насчитывалось 1180 упанишад, но со временем многие из них были забыты, и до наших дней дошли только 108. Десять приобрели особое значение как главные, а остальные 98 упанишад дополняют их и раскрывают различные вопросы миропонимания.
В итоге получается, что базовое ведическое учение состоит их шестнадцати основных разделов: самхиты ригведы, брахманы ригведы, упанишады атхарваведы и т.д., которые в свою очередь подразделяются на более мелкие части. Если учесть, что самхиты, брахманы, араньяки и упанишады не только привязаны к различным Ведам, но еще и связаны между собой по смыслу, а также изобилуют огромным количеством специфических терминов и понятий, то получается исключительно трудный текст в подлиннике, еще более затрудненный переводом с санскрита на английский и с английского на русский.
Однако если западному читателю все же удастся хотя бы частично преодолеть указанные трудности, то в Ведах он обнаружит обширные знания по логике, астрономии, политике, социологии, психологии, истории и другим наукам. Более того, он увидит, что эти знания принципиально отличаются от современных фрагментированных знаний тем, что в них содержится целостное или, говоря современным языком, системное представление о мире, о человеке и его месте в этом мире. Собственно системное миропонимание того, кто составлял древние ведические тексты, и объясняет специфику их структурного построения: сложное и многогранное невозможно адекватно отразить простым и линейным.
Поражает то, что об этом было известно более четырех тысячелетий назад. Потом люди почему-то забыли про системность, и перешли к простому, линейному и фрагментарному. И только в XX веке уже нашей эры стали возвращаться к системному миропониманию.
Культура многих народов в древности основывалась на Ведах, поэтому ведизм часто называют не религией, а цивилизацией или ведической культурой. Сегодня многие не ортодоксально мыслящие ученые считают Веды не только фундаментом индуизма, но и первоисточником общечеловеческих знаний, которые проникли во все мировые религии. Считается, что ведические знания метафизичны по своей природе: они ниспосланы Богом и ведут к Богу. Отсюда цель процесса познания — прийти к причине всех причин. Цель недостижимая, но вдохновляющая!
Особое место в индуистской литературе, возникшей на базе ведической культуры, занимают три священных книги: «Махабхарата», «Бхагавад-гита» и «Рамаяна».
«Махабхарата» — одно из крупнейших литературных произведений в мире, считающееся в индийской традиции «пятой Ведой».
Представляет собой сложный, но органичный комплекс эпических повествований, новелл, басен, притч, легенд, диалогов, дидактических рассуждений богословского, политического, правового характера, космогонических мифов, гимнов и плачей. Состоит из 12 книг по своему суммарному словесному объему в четыре раза превосходящих Библию.
«Бхагавад-гита» — выдающийся памятник древнеиндийской литературы, является одним из священных текстов индуизма, в котором представлена основная суть индуистской философии.
Считается, что «Бхагавад-гита» может служить практическим руководством как в духовной, так и в материальной сферах жизни. Часто «Бхагавад-гиту» характеризуют как один из самых уважаемых и ценимых духовных и философских текстов не только индуизма, но и религиозно-философской традиции всего мира.
«Рамаяна» — древнеиндийский эпос, автором которого принято считать мудреца Валмики.
В ней содержатся учения древних индийских мудрецов, которые представлены посредством аллегорического повествования в сочетании с философией. «Рамаяна» состоит из семи книг, объемом около полумиллиона слов, что в четыре раза больше «Илиады». «Рамаяна» представляет собой один из важнейших памятников древнеиндийской литературы, который оказал огромное влияние на искусство и культуру как Индийского субконтинента, так и всей Юго-Восточной Азии, где «Рамаяна» приобрела популярность начиная с VIII века.
Итак, Веды — это фундамент, а «Махабхарата», «Бхагавад-гита» и «Рамаяна» — «столпы» современного индуизма.
Помимо них в систему индуистской литературы включены Упаведы (второстепенные знания). Они не имеют прямого отношения к Ведам, а дополняют их в различных аспектах. Существуют четыре Упаведы: «Аюрведа» — медицина, примыкает к «Ригведе»; «Дханурведа» — боевые искусства, примыкает к «Яджурведе»; «Гандхарваведа» — музыка и священные танцы, примыкает к «Самаведе»; «Астра-шастра» — военная наука, примыкает к «Атхарваведе». Иногда к Упаведам причисляются также: «Стхапатьяведу» — архитектура; «Шилпа-шастры» — искусства и ремёсла; «Джйотирведу» — астрология; «Ману-самхиту» — законы прародителя человечества Ману.
Индуизм является одной из самых необычных религий мира не только в силу большого количества священных писаний, их многообразия и многосторонности. Индуизм уникален еще и тем, что в нем политеизм (многобожие) достигает невероятных размеров. Пантеон богов в индуизме исчисляется тысячами, но три божества — Брахма, Вишну и Шива — считаются верховными. Они не разделимы и составляют тройной образ, объединяющий вседержителя (Вишну), создателя (Брахму) и разрушителя (Шиву). Кроме трех верховных божеств, в индуизме почитают множество других богов. Познакомимся с некоторыми из них. Индра — бог войны, царь полубогов, правитель восточной стороны света. Варуна — всеведущий и карающий бог-судья, бог неба, наряду с Индрой величайший из богов ведийского пантеона, воплощение мирового порядка и истины. Агни — бог огня, домашнего очага и жертвенного костра. Сурья — солнечное божество, всевидящее око богов, озаряющее мир светом, уничтожающее тьму, врагов и болезни. Ваю — бог ветра, олицетворение мирового дыхания — праны. Кама — бог любви, который изображается (подобно его европейскому собрату) в образе прекрасного юноши, вооруженного луком и стрелами, с той лишь разницей, что лук его сделан из сахарного тростника, а стрелами ему служат цветы. Яма — свирепое божество владыка царства мертвых, бог смерти, правящий в чистилище, сын солнца и брат Ману, единственного человека, пережившего великий потоп. Хануман — обезьяний бог, в честь которого обезьяны считаются священными животными.
Принято выделять три стадии в развитии индуизма: ведизм, брахманизм и собственно индуизм, сложившийся к началу нашей эры и разделившийся на три основных направления: вишнуизм, шиваизм и шактизм.
Брахманизм основывается на комплексе представлений, правил и социальных установлений, сложившихся к концу ведийской эпохи (примерно в первом тысячелетии до н.э.) и отразивший во многом новые взгляды и представления о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной или её переходе в качественно новое состояние. Брахманизм учит троичности вечных существ, ибо в виде трех богов (Брахмы, Шивы и Вишну) являет себя первосущность и первооснова мира.
В непроявленном виде он называется Брахманом (в среднем роде), в проявленном — Брахмой, творцом мира и первосилой мира (в мужском роде). В брахманах нет живого и личного Бога. Боги признаются, но словно бы и не правят миром. Не Бог являет свою милость, а жертвоприношения понимаются как магическая сила: результат неотвратим, если они исполнены правильно. Чрезвычайно развитая ритуальная культура обеспечивала исключительно высокий статус в обществе жрецов, устроителей приношений.
Вишнуизм объединяет верующих, признающих бога Вишну в качестве верховного божества.
Культ Вишну наиболее полно воплотил в себе элементы ведийско-брахманистской традиции, усложненной включением элементов культовой практики. Вишну, известный по гимнам Вед, но не являющийся там центральным богом, постепенно приобрел черты Высшего бога, одновременно имманентного и трансцендентного. Как имманентный Бог он контролирует мир предметов, явлений и индивидуальных душ: они есть его меняющиеся модусы. Как трансцендентный он личный Бог, обычно почитаемый в виде двух аватар (нисхождений на землю для восстановления утраченной праведности) — Рамы и Кришны. Отношения между Богом и человеком понимаются как отношения двух сознательных и самостоятельных личностей. Вишнуизм основан на доктрине бхакги — примате любви и преданности личному Богу: эмоциональное отношение к нему человека, стремление установить с ним любовь замещают ритуалы и культовую практику брахманизма. Спасение всецело зависит от Бога: он так любит человека и заботится о его благе, что может даже уничтожить накопленную «плохую» карму. Вишнуизм распространен по всей Индии. Ветвью вишнуизма является кришнаизм, в основе которого лежит культ Кришны — земного воплощения бога Вишну.
Шиваизм — направление индуизма, названное по имени главного божества — Шивы.
Истоки шиваизма коренятся в верованиях коренного населения и восходят к культуре древнеиндийской цивилизации (3-е тысячелетие до н.э.). В шиваизме сохранились пережитки древнего культа плодородия. С ним связаны представления о творческом начале всего живого и почитание мужских и женских детородных органов. Образ Шивы почитается в двух ипостасях: как милостивый, благой, творящий Бог и как Бог разрушения, любитель кровавых жертвоприношений. Всеведущий и всесовершенный Шива может даровать спасение достойному, но личные усилия верующего признаются обязательными. Шиваизм особенно распространен в Бенгалии и Южной Индии.
Шактизм — синкретическое (состоящее из разнородных элементов, но являющееся целостным) направление в индуизме, объединяющее элементы буддизма, вишнуизма, йогических культов и культов деревенских божеств. Шактизм исходит из представления об энергии как силе Бога, проявляемой через его супругу. Они вдвоем являют дуализм божественного существования, представляя разные стороны единого жизненного потока: активность и инертность, владычество и зависимость и пр. Часто женское начало доминирует, и Шакти идентифицируется с мужским и женским началом одновременно.
В культовой практике обыгрываются различные аспекты женского естества: Шакти почитается и как Великая Мать, прародительница всего живого, и как юная девственница, и как прелестная возлюбленная. В культовой практике сохранилось много элементов магии. Распространен шактизм более всего в центральной части северо-восточного региона Индии и в Южной Индии.
В индуизме существует специфическое течение — бхакти, сформировавшееся в XII-XV веках нашей эры и похожее на суфизм в исламе. Последователем бхакти может стать представитель любого религиозного направления в индуизме. Фактически это один из слоев деления индуизма по горизонтали, в отличие от его деления по вертикали: вишнуизм, шиваизм и шактизм. В бхакти естественным образом сводятся вместе две кажущиеся совершенно различными цели: обретение помощи Бога в разрешении мирских проблем и достижение высоких духовных целей, не связанных с мирскими потребностями и желаниями. Тем самым бхакти как бы объединяет поклоняющегося и объект поклонения. В прагматическом плане бхакти представляет собой упрощенный путь, следование по которому доступно каждому, поскольку у верующего нет необходимости совершать дорогостоящие ведийские ритуалы, изучать труднодоступные для понимания тексты священных писаний и придерживаться других религиозных практик, которые традиционно предназначены для представителей высших сословий мужского пола. Бхакти открыта для всех, независимо от социального положения или половой принадлежности, и помогает индусу в достижении высшей цели жизни или, как минимум, защищает его от трудностей, возникающих в повседневной жизни. Влияние бхакти на людей было столь велико, что наложило неизгладимый отпечаток на всю последующую историю Индии. По силе воздействия, которое бхакти оказало на религиозную и культурную жизнь Индии, его можно сравнить с Реформацией в Европе.
В индуизме никогда не было ни церковной, ни какой-либо иной единой централизованной организации ни во всеиндийском, ни даже в местном масштабе. Брахманы или представители других каст, выполняющие жреческие обязанности, жили и живут обычной жизнью, ведут хозяйство и имеют семью, если не берут каких-либо особых обетов. Их роль не тождественна роли христианских священников, для которых обязательно рукоположение в сан. Брахманы выполняют свои жреческие обязанности по праву принадлежности к определенной высшей касте. В Южной Индии, в дравидоязычном ареале, жреческие функции могут выполнять и члены других, не брахманских каст. В роли жрецов и наставников царей, отдельных людей, семей, родов и сект могут выступать также гуру (учителя, наставники). Но все они ни в прошлом, ни сейчас не связаны организационно. Даже отдаленного подобия церковной иерархии в индуизме нет. Индуистские храмы всегда существовали автономно, а общины, секты и иные объединения действовали самостоятельно. Общие и единые для всех организационные принципы, органы или высшие духовные иерархи и авторитеты индуизму неизвестны. Никогда не созывались всеиндийские соборы, кодифицирующие учение и вырабатывающие общие установки, правила поведения и т. п. На первом плане в индуизме было и остается соблюдение ритуально-поведенческих норм, санкционированных мифами и подтвержденных авторитетными священными текстами.
Полностью отсутствует в индуизме и прозелитизм: индуистом нельзя стать, им можно лишь родиться.
В Россию индуизм пришёл в XVI веке вместе с индийскими купцами. В это время в Индии правила мусульманская династия Великих Моголов, и индусы подвергались гонениям по религиозным мотивам. Тогда как в русском государстве, особенно при Петре I, индусам жилось заметно легче, чем в самой Индии. Пётр указывал властям: «Держать к ним ласку и привет добрый и оберегать, чтобы им ни от кого обид не было». Вместе с тем, индийские купцы не занимались проповедью своей веры. Не сохранилось свидетельств того, что кто-либо из русских принял индуизм. Законодательство Российской империи разрешало иностранцам исповедовать свои верования, но запрещало вести миссионерскую деятельность. В наше время 0,09 % россиян считают себя последователями индуизма и других восточных религий и практик.
Если христианство и ислам можно изучать всю жизнь, то для изучения индуизма не хватить и ста жизней. Однако получить некоторое поверхностное представление об индуизме можно, читая древнеиндийские афоризмы, которые более-менее верно характеризуют эту необыкновенно притягательную религиозно-философскую систему великой индийской цивилизации.
День кончается закатом, ночь — восходом. Радость кончается горем, горе — радостью.
Лишь несчастье существует в мире, а счастья в нем нет — счастьем называем мы избавление от несчастья.
Пятеро — всегда мертвецы, хоть и живут: бедняк, больной, глупец, живущий на чужбине и слуга.
Житье с нелюбимыми, разлука с любимыми, общение с недостойными — вот горький удел долголетия.
По воле судьбы без всяких усилий вкушаем мы плоды прежнего существования — хороши они или плохи.
Чему не быть, того не бывает; чему быть, то бывает без всяких усилий. Из самых рук ускользает у нас то, что нам не суждено.
То, что судьба судила нам получить, мы получим и лежа в постели. То, чего не судила, — не получим, каких бы усилий ни прилагали.
Пусть тысяча стрел выпущена в человека — он не умрет, если не пришел его час. Но если час его пришел, он может погибнуть и от былинки.
Чему суждено быть — то и будет со мной. Неотвратим путь событий, мое дело — следовать ему.
Сокрыто начало существ, явна середина пути, и сокрыт их конец. Что толку печалиться?
Все существа следуют своей природе. Что толку в наказаниях?
Трудно преодолеть собственную природу. Посади собаку на царство — она все равно будет грызть обувь.
Во всяком рождении присутствует смерть, в здоровье — болезнь, в успехе — неуспех, в юности — старость.
Что ты страшишься смерти, глупец, словно она отпустит испуганного? Сегодня или через сотню лет смерть настигнет все живущее.
Всякое страдание в этом мире коренится в бытии. Кто по неведению творит звенья бытия, тот, глупец, вновь и вновь подвергается страданиям. Не творите же звеньев бытия, зная, что оно — источник страдания.
Одиноким приходит человек в мир, одиноким уходит из мира, один вкушает он плоды своих добрых и злых дел.
Мудрый не оплакивает ни умерших, ни живых. Сегодня еще они смеялись, пели, играли, и вот их уже не видно — такова власть времени. Время никого не любит и никого не ненавидит, время ни к кому не равнодушно — оно уносит всех.
Кто горюет о мертвом, об утраченном, о прошедшем, тот лишь прибавляет к печали печаль и терпит двойное бедствие.
Неизбежна смерть рожденного, неизбежно рождение умершего. Не печалься же о неизбежном!
Влечение к образу, звуку, вкусу, запаху и прикосновению — вот пять нечистот в этом мире. Стремись к победе над ними.
Человек приходит в деревню и, переночевав, на другой день снова отправляется в путь. Точно такие же стоянки для нас — отец, мать, дом, богатство. Мудрый не привязывается ко всему этому.
Всякое страдание коренится в сознании. Уничтожь сознание, и ты уничтожишь источник страдания.
Чего бы ни пожелал человек — желанное ускользает от него. Но он достигает всего, когда перестает желать.
Индуизм имеет развитую систему символов, и ни одна другая религия не использует символизм так искусно. Большинство символов служат воплощением индуистских философских направлений, учений, богов и богинь. Некоторые индуистские символы, как, например, лотос и раковина, перекликаются с теми, что используются в буддизме.
Универсальным символом индуизма является слог «Аум».
Он служит первым слогом всех индуистских молитв. Этот символ обозначает Вселенную и конечную реальность. Некоторые склонны полагать, что «Аум» олицетворяет собой Святую Троицу индуизма — Брахму, Вишну и Шиву одновременно с описанием их основных функций: созидание, поддержание и разрушение. Также буквы этого слога символизируют три состояния сознания — медитация, сон и пробуждение.
Завершая краткий экскурс по индуизму, приведем выдержку из Вед под названием «Космогонический Гимн», достаточно ярко характеризующую это великое Учение:
Продолжение следует ...