1,6K подписчиков

Академический район в кино. Часть 1. «Сталкер».

109 прочитали
Строго говоря, «Сталкер» снимали не у нас, а у соседей – в Донском районе. Но очень близко от границы районов и в кадре основную «роль» играло как раз строение из Академического района.

Строго говоря, «Сталкер» снимали не у нас, а у соседей – в Донском районе. Но очень близко от границы районов и в кадре основную «роль» играло как раз строение из Академического района. Именно из-за него это место и выбрал Тарковский со своей съемочной группой, так что будем считать небольшое топографическое допущение возможным и серию своих зарисовок о съемках кино в Академическом я начну именно со «Сталкера».

Итак, конец 1970-х годов. Андрей Тарковский работает над своим очередным фильмом. Снимает с большим трудом, несколько лет, буквально вымучивает. Съемки, пересъемки, монтаж, досъемки… Примечательно, что на встрече со зрителями в октябре 1981 года Тарковский говорит о том, что «Сталкер» – наиболее удачная его картина с точки зрения воплощения замысла:

«Когда я задумывал какой-то фильм, я всегда его делал. У меня не было такого, чтобы я отказывался от своего замысла. Я сделал мало фильмов, но это объясняется только тем, что я делал то, что хотел. Надеюсь, в конечном счете это оправдало себя. Лучше сделать то, что ты хочешь, чем то, что ты не хочешь, и получить результат, который тебя не будет удовлетворять. Что касается оптимального воплощения идеи, то больше всего мне удалось это в «Сталкере». Как мне кажется, там замысел очень тесно сомкнулся с результатом.»

(Октябрь 1981 г., Ярославль, фрагмент аудиозаписи встречи с членами народной киностудии «Юность»).

После очередного монтажа встал вопрос о финале картины. Да и о начале. Классический прием в искусстве – «закольцевать» их. Тарковского тогда волновал один важный вопрос, вот что он говорил:

«Есть в «Сталкере» протест против предельной загрязненности окружающей среды. Даже в больших городах наши дома зачастую стоят среди помоек. Вы обратили внимание, что, когда вы входите в свой подъезд, вам хочется как можно скорее его миновать, так он неприятен. Какая наша внутренняя нечистоплотность в моральном смысле позволяет нам жить в домах, где лестницы приводятся в такое состояние? Это о домах. Но то же самое делает промышленность с планетой в целом. Об этой проблеме приходится думать уже в государственных масштабах. С ней не справиться в два счета.»

Визуальное решение финала должно было быть достаточно мощным, с некоторой степенью обреченности, исходящей из самого сюжета фильма. В конце 1978 года стали искать подходящую натуру. Ехать куда-то уже не было ни времени, ни денег. Выбор пал на гигантское строение в Новых Черемушках – Калужскую ТЭЦ, известную сейчас как ТЭЦ №20 на улице Вавилова. Подле нее, на другой стороне железной дороги, были пруды-отстойники, глянувшиеся кинематографистам. На берегу одно из них и была построена т.н. выгородка – кусок стены с дверью, имитирующая выход из кафе, где в начале фильма произошла встреча и разговор главных героев. У этой выгородки досняли входы и выходы – аккурат с видом на градирни ТЭЦ.

Чуть поодаль сняли и проходы семейства Сталкера по берегу на фоне ТЭЦ для финала и крупный план Мартышки. Вдумчивые зрители оценили эти кадры, а Борис Стругацкий сказал следующее:

«…в нашем тексте, помнится, никогда не было великолепного финального прохода Сталкера с дочкой на плечах.

Дело в том, что концовка, которая хороша для повести (так называемая «открытая концовка»), плоха и даже никуда не годится, когда речь заходит о кино. Кино – искусство грубое, простое, не допускающее недомолвок и двояких толкований. Именно поэтому мы и бились так долго, пытаясь найти концовку в одно и то же время и сильную (эффектную), и значительную, глубокую по смыслу. На мой взгляд, такую концовку нам найти не удалось, но то, что получилось у Тарковского, меня вполне устроило. У него получилась, по сути, ОТКРЫТАЯ и в то же время удачная концовка – большая редкость для кинематографа.»

Теперь немного о том, что изображено на моих фото. Хотя нет, сначала будет уместнее рассказать об истории ТЭЦ-20. Как я уже писал выше, долгое время она носила название «Калужской». Задумали ее построить еще до войны – в 1939 году – для обеспечения теплом и электроэнергией не только соседней московской окраины (сама территория ТЭЦ тогда находилась в Московской области), но и многочисленных научных учреждений, цепочкой вытянувшихся вдоль Калужского шоссе (ныне – Ленинский проспект). После войны к ним добавилось и строящееся здание МГУ и ТЭЦ решено было возводить ускоренными темпами, как и положено в те времена – с использованием рабского труда заключенных. Вот выдержки из секретного приказа МВД СССР № 0257 «О строительстве отдельного лагерного пункта при Калужской ТЭЦ в г. Москве» от 29 апреля 1949 г.:

«Во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 1489 от 14 апреля 1949 года «О сокращении срока строительства Московского государственного университета», приказываю:

1. Строительство отдельного лагерного пункта на 1000 человек заключенных при Калужской ТЭЦ возложить на Управление ИТЛ строительства № 560 МВД.

2. Начальнику Управления ИТЛ строительства № 560 МВД полковнику Хархардину:

б) по получении средств немедленно развернуть работы по строительству жилых, лечебных, коммунально-бытовых и служебных помещений для заключенных и размещению военизированной охраны, а также ограждению жилой и производственной зон, с учетом окончания работ по строительству и оборудованию лагерных и служебных помещений отдельного лагерного пункта при Калужской ТЭЦ к 1 июля 1949 года;

в) одновременно с производством работ по строительству отдельного лагерного пункта обеспечить вывод рабочей силы из числа заключенных в течение июня 1949 года в количестве 200 человек на работы по строительству Калужской ТЭЦ.

3. Начальнику УМВД по Московской области генерал-лейтенанту Богданову:

в) предоставление рабочей силы из числа заключенных производить в соответствии с типовым договором ГУЛАГа МВД СССР.

Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника ГУЛАГа МВД СССР генерал-майора Добрынина.

Министр внутренних дел СССР, генерал-полковник С. Круглов»

1000 заключенных – это много или мало? Оставим этот вопрос за скобками…

С апреля 1952-го года ТЭЦ была введена в эксплуатацию, став одной из центральных электростанций московской энергосистемы. Переименованная в ТЭЦ-20, в настоящий момент станция обеспечивает энергией Академический, Гагаринский, Ломоносовский, Обручевский, Донской, Дорогомиловский, Даниловский районы, а также - Якиманку, Зюзино, Котловку, Коньково, Черемушки и Замоскворечье.

Технология работы ТЭЦ подразумевала большое количество отходов в виде золы и прочих гадостей, которые отстаивались в целом каскаде прудов, запечатленным в «Сталкере». Но где же эти пруды были? С какой стороны ТЭЦ вообще проходили съемки? Как мне найти то место и снять современный вид? Вопросов много. Но, к счастью, нынче получить ответы на них несложно – надо только знать, куда залезть в интернете. Просмотрев на спутниковый снимок ТЭЦ, по расположению труб и градирен я примерно установил, с какого ракурса снимали кадры фильма. Далее взглянув на карте Яндекса панорамы окрестностей ТЭЦ, я удостоверился в правильности догадок. Оставалось две загадки – на кадрах из фильма нет даже намека на железную дорогу между прудами и ТЭЦ, а на всех картах она явственно присутствовала, и вторая – где же всё-таки точно проходила съемка? Ракурс ракурсом, но ведь прудов-то на современных картах, в отличии от железной дороги, нет! Где искать? Где-где? Неужто мы не Паганели! Конечно на картах! Только не современных, а старых. А их без труда можно найти на сайте retromap.ru. Что я и сделал. Нашлась даже не просто карта, а спутниковый снимок 1979 года – года выхода «Сталкера» на экраны. На нем в том районе оказалось большое белое пятно и я догадался – это заснеженный пруд! Сопоставив направление ракурса съемки ТЭЦ с кадром из фильма, я примерно понял, какое именно место на северном берегу снималось в фильме. Осталось понять, как туда попасть – место непонятное – пустырь, гаражи, больница им. Кащенко. Есть там заборы или нет? Одно я понял по современному спутниковому снимку - гаражи расположены на месте бывшего пруда и их территория своими очертаниями почти точно повторяет его контуры, так что идя вдоль гаражного забора, вы словно идете по берегу пруда. Осмотр местности реальности я решил начать с Проектируемого проезда № 475, свернув в чащу аккурат за зданием с номером 2 по Канатчиковскому проезду - там как раз есть проход под трубами теплотрассы.

К этому времени я уже понимал еще две вещи - что железная дорога не попала в фильм по причине того, что она проложена гораздо ниже уровня земли на которой стоит ТЭЦ и были расположены ее пруды-отстойники – словно в яме-каньоне – вот ее и не видно. И второе – что даже найдя нужное место, я ничего кроме кустов и в лучшем случае гаражей не увижу. Был нужен коптер для съемки, что бы подняться выше окружающих гаражи деревьев. Так что в путь 30 августа 2018 года я отправился не один, а с оператором аэросъемки. И вот что у нас получилось. Второе фото – это тот самый кадр из фильма «Сталкер» с проходом героев вдоль пруда:

Фото 2. Кадр из фильма "Сталкер", снятый в районе ТЭЦ-20.
Фото 2. Кадр из фильма "Сталкер", снятый в районе ТЭЦ-20.

Третье фото – это сделанное нами с коптера почти с того же места (хотя судя по очертаниям труб и окон здания за градирнями ТЭЦ нам надо было снимать с точки чуть западнее, чем сделали мы):

Фото 3. Место съемки фильма "Сталкер" в районе ТЭЦ-20 в 2018 г.
Фото 3. Место съемки фильма "Сталкер" в районе ТЭЦ-20 в 2018 г.

Четвертое фото – это вид от северо-восточного угла гаражей снизу (сверху снимали с этого места с коптера третье фото):

Фото 4. Современный вид места съемки фильма "Сталкер" в районе ТЭЦ-20 в 2018 г.
Фото 4. Современный вид места съемки фильма "Сталкер" в районе ТЭЦ-20 в 2018 г.

Пятое фото – это скиншот с точным указанием места съемки «Сталкера» (уже с учетом сделанных мной на местности ошибок) - слева современный спутниковый снимок, справа - снимок 1979 года. Большое белое пятно - это и есть заснеженный пруд.

Фото 5. Точное место съемки фильма "Сталкер" в районе ТЭЦ-20 на карте.
Фото 5. Точное место съемки фильма "Сталкер" в районе ТЭЦ-20 на карте.

Шестое фото - крупный план Мартышки из фильма, а седьмое фото – это примерное место его съемки в наши дни:

Фото 6. Кадр из фильма "Сталкер", снятый в районе ТЭЦ-20.
Фото 6. Кадр из фильма "Сталкер", снятый в районе ТЭЦ-20.
Фото 7. Современный вид места съемки фильма "Сталкер" в районе ТЭЦ-20 в 2018 г.
Фото 7. Современный вид места съемки фильма "Сталкер" в районе ТЭЦ-20 в 2018 г.

Восьмое и девятое фото – это кадры из фильма – сцена в кафе у зоны, а десятое фото – это снимок Сергея Бессмертного со съемочной площадки той самой выгородки стены и двери кафе.

Фото 8. Кадр из фильма "Сталкер", снятый в районе ТЭЦ-20.
Фото 8. Кадр из фильма "Сталкер", снятый в районе ТЭЦ-20.
Фото 9. Кадр из фильма "Сталкер", снятый в районе ТЭЦ-20.
Фото 9. Кадр из фильма "Сталкер", снятый в районе ТЭЦ-20.
Фото 10. Съемочная площадка фильма "Сталкер" в районе ТЭЦ-20. Автор С. Бессмертный.
Фото 10. Съемочная площадка фильма "Сталкер" в районе ТЭЦ-20. Автор С. Бессмертный.

На фото 11 квадрокоптер летает над гаражами, а фото 12 - полный снимок панорамы с видом на ТЭЦ, который он сделал. Кстати, на этой панораме и мы с оператором "в кино попали" :-))

Фото 11. В полете...
Фото 11. В полете...
Фото 12. Вид на Москву в 2018 г. в районе ТЭЦ-20 где снимали фильм "Сталкер".
Фото 12. Вид на Москву в 2018 г. в районе ТЭЦ-20 где снимали фильм "Сталкер".

Вот такая у меня небольшая история получилась. Завершить ее я хочу еще одной цитатой Андрея Тарковского о «Сталкере»:

«Это фильм о том, что сила в конечном счете ничего не значит. И что порой слабость выражает смысл сильной души. О том, что в каждодневной погоне за материальным осуществлением своей жизни мы теряем духовность. О том, что мы не готовы морально к тому технологическому «прогрессу», который сопутствует нашей жизни и который уже почти не зависит от нашей воли. Я бы сказал, что не заслужили ту технологию, которая нас окружает. Мы получили атомную энергию. Мы сделали из нее оружие. Мы взяли электронный микроскоп и стали забивать им гвозди. Это означает, что человечество не готово к тем открытиям, которые предлагает ему наука. И еще мой «Сталкер» о том, что без веры в сказки, в чудеса человек не способен жить и, более того, называться человеком. И мы это скоро почувствуем, да мы уже это почувствовали.»

P.S. Если кому-то интересно, то вот небольшое видео снятое в том районе (хотя и для других целей):

P.P.S. Кто вдруг захочет посмотреть "Сталкера", вот ссылка:

#москва #академический район в кино #история москвы #кинолокации #кино #советское кино #черемушки #черёмушки #академический район