77 подписчиков

Деньги из ваты

294 прочитали

Новые художественные промыслы деревни Кузьмино.

Валерия и Елену Качаевых можно назвать основоположниками нового художественного промысла – «Кузьминская игрушка». Вместе они когда-то закончили одесское театральное художественное училище по специальности художник-бутафор и сейчас они всей семьей делают на продажу милейшие новогодние игрушки из ваты.

- Как вы пришли к ремеслу?

- В Москве я с 90 года учился на Высших режиссерских курсах при Госкино СССР у Назарова и работал режиссером на мультстудии у Татарского. В 98 году ушел из студии, и мы с моим другом организовали свою собственную иллюстраторскую студию «Студия Укс». Студии уже нет, но мы до сих пор работаем со стоками, такими как Shutterstock и iStock, Adobe Stock. Иллюстрация никуда не делась, все делается параллельно. По сути дела, это – работа мечты. Потому что у нас нет клиента, как такового. Мы сами придумываем и лепим куклы, а реализация, опять же, происходит в основном в интернете. Но наша дочь Люба очень хорошо проводит сессии на оффлайн ярмарках: Ламбада, Тедди, Бал кукол на Тишинке.

- Почему именно ватная игрушка?

- В детстве у нас были классические Деды Морозы за 72 копейки. Сам из ваты, но покрыт какой-то странной корочкой, то ли бертолетовой солью, то ли слюдой. Она хрустела и еще блестела сверху, вызывая восторг и оставляя загадку. Однажды, лет 8 назад были случайно куплены две эти игрушки на новогоднем детском утреннике. Они поразили нас своей простотой. Мы пытались это воспроизвести, но не получалось, потому что мы не знали на чем это делается, на каком клее. Пытались сделать на ПВА, но это – совсем не то. Потом Лена сходила на мастер-класс, где показывали классический вариант лепки на клейстере, который является картофельным крахмалом или кукурузным. И она принесла игрушку – вот она зелененькая – и все поехало. Мы сначала слепили просто для своих друзей подарочки, штук десять. У нас вообще не было тогда даже идеи о какой-то коммерции. Но пришли наши взрослые дочери, посмотрели и сказали: «Мы будем их продавать!» Сначала это называлось «Милота», а потом, постепенно…

Летом мы стали устраивать бесплатные мастер-классы для деревенских детей, вернее дачных. Там никого уже не осталось местных. И для женщин, кто интересуется: подруги и бабушки. Вначале все лепят грибочек и морковку, а в результате у нас появилась студия-клуб. Наши мастера деревенские уже крепкие, качественные и интересные. Сейчас в нашей артели «Кузьминская игрушка» уже порядка 14 человек.

- То есть, у вас настоящая артель?

- Мы не стремимся создать какой-то бизнес-проект. Потому что это предполагает ответственность за то, что ты человеку должен дать план, обеспечить сбыт или заплатить ему определенную сумму в определенное время. Мы стараемся чтобы все это было в легком режиме и без особых обязательств.

- Расскажите о тонкостях производства.

- Особых секретов нет, технология примитивная – проволочный каркасик, обычная длинноволоконная вата и клейстер, сваренный из крахмала и личики, которые могут лепиться или отжиматься в молтах – специальных формочках из самоотвердевающей пластмассы, или лепим из пластика, который можно запечь в печке или духовке. Цена входа в эту индустрию – совсем небольшая, доступная для любого человека. Ну, специфическая вещь это – покраска ваты. Потому что вата, может быть абсолютно белая и потом расписываться акварельными красками, гуашью или акрилом. А может быть, как в нашем случае, окрашена в массе. Разводится анилиновый краситель для ткани, в нем вымачивается вата и отжимается. Я занимаюсь росписью лиц. Оно может быть нейтральным и подходить и мальчику, и девочке. Но, поскольку мы оба кукольники, наше ноу-хау –это образы. Мы – театральные художники и все это – театральные сюжеты. Немножко спектакль, советский утренник, народная пастораль, цирк или балет. Вот, гусь из Каштанки, а вот Крыс из Щелкунчика.

- Есть ли у вас конкуренты? Аналоги в России и за рубежом?

- За рубежом их практически нет. Там традиция ватной игрушки не развилась. А в России был бум до 60хх. И у наших людей есть память: а) визуальная б) генетическая. Конкурентов много. Но, тут другая проблема: слепить-то можно, но вопрос реализации в любом деле – это даже не половина процесса, а 2/3 процесса. Донести то, что ты сделал до клиента очень сложно, муторно, требует большой организованности и нешуточного ресурса. К счастью, у нас есть две старшие дочери, которые занимаются этим. А третья дочь живет в Коломне, она сама занимается реализацией и сама лепит, очень хороший мастер.

- Сколько у вас детей?

- Пятеро. Три самодельные девочки и два не самодельных мальчика, приемных.

- И какое у вас разделение труда в семье?

- Есть разделение труда – Лена «лепило», а я «красило» и «лепило».

- Кормит ли это вас или это хобби?

- Если бы я не работал иллюстратором и фуллтайм работал «красилой», то – вполне. То есть, ближе к пенсии – это идеально. Ты не зависишь от мастерской или от офиса, ты можешь в любом месте Галактики достать вату и сварить клейстер.

- Как часто вы этим заняты?

- Всегда и никогда. Когда это становится уже жизнью, нельзя отделить. Все придумывается и тут же реализуется. Тут же отдых, и тут же мастер-классы. Поездки в Гороховец и Городец, где общаемся с другими мастерами народной игрушки и промыслов. Потому что это очень интересно, и одно к одному лепиться. Сколько это занимает времени? Мы стараемся чтобы каждый день по чуть-чуть что-то происходило. Лена выработала для себя план, чтобы пять игрушек в день получалось. Можно и 10 сделать, но потом приходится два дня отдыхать.

- Сейчас у вас горячая пора?

- Сейчас вообще уже безумие полное перед новым годом. Но на самом деле, мы когда только начали, буквально за месяц до Нового года, фактически ничего продать в первый год не успели, все раздарили только. А после Нового года вышли на ярмарки и были поражены тем, что люди все равно продолжают это покупать.

- Сколько стоят игрушки?

- По-разному. Начиная от грибочка и морковки за 200 рублей, и кончая самой сложной игрушкой… двойной какой-нибудь… Например, девочка, несущая брата на спине… или дед-мороз – космонавт…Эти могут быть по три тысячи и по три пятьсот. А в среднем, полторы-две. Эта работа довольно сложная. Мы стараемся не гнать какую-то одну модель, а в каждой пробовать и продумывать повороты сюжета. Хотя, иногда бывает такая вещь, как заказ. И это – самая страшная вещь. Потому что там нужно, например, 600 одинаковых игрушек. И после этого приходится очень долго восстанавливаться. Как Никулин это называл: «Халтура – это самоубийство с целью наживы».

Видеорепортаж и мастер-класс в одном ролике:

Интервью и видео: Юрий Однопозов @dyadyaura

Редактура: Каминка Ольга @Kaminka_Olga