Найти в Дзене
Томская неделя

Маршрутный беспредел

Оглавление

В грядущем году стоимость проезда на городском транспорте снова повысится до 23 рублей, при этом на маршрутных автобусах качество услуг по-прежнему оставляет желать лучшего

Вот уже несколько лет наша газета проводит журналистское расследование по бездействию городской администрации в отношении откровенного беспредела, творящегося на маршрутном транспорте. Мы писали об этом в материалах: «Ни один перевозчик не выполнил контракт» от 24.02.2017 г. № 8; «Губернатор недоволен общественным транспортом в Томске» от 15.02.2019 г. № 7; «Маршрутное хамство» от 9.08.2019 г. № 32; «Томичей снова обманули» от 22.11.2019 г. № 47 и так далее.

На этот раз в нашу редакцию обратился пенсионер Константин Цедеков. 15 ноября этого года, между 12:00 и 12:30 часами дня, на автобусной остановке «ГАИ», что по Иркутскому тракту, Константин Борисович дожидался своего автобуса маршрута № 29. Когда автобус подъехал, видя, что в переднюю дверь выходят люди, пенсионер решил, что удобнее будет зайти в заднюю дверь. Однако водитель ее не открыл, так что заходить пришлось все-таки через переднюю дверь.

Заходя в салон автобуса, Константин Борисович спокойно спросил у водителя, почему тот не открывает заднюю дверь? В ответ водитель маршрутки буквально «взорвался», устроив скандал.

— И ведь было бы из-за чего! — удивляется пенсионер. — Продолжая ругаться, водитель проехал одну остановку — «Лицей № 26» (по-старому «Спорттовары»), что по ул. Беринга, после чего остановил автобус и сказал мне, чтобы я вышел из автобуса и шел пешком. Я решительно отказался выполнять прихоть зарвавшегося водителя маршрутки и сказал ему, что не выйду, поскольку мне ехать до конечной. Тогда распоясавшийся водитель заявил пассажирам, что автобус сломался и дальше не поедет, потребовав освободить салон.

Дело принимает неприятный оборот

Все пассажиры послушно, безропотно вышли из маршрутки. Кстати, странно, что люди, прекрасно понимая дикость ситуации, так безответно выполнили распоряжение водителя. Тем не менее, выходя из автобуса, некоторые из них говорили ему, что он не прав.

Константин Борисович же не вышел, а остался в салоне, сказав водителю, что запишет номер автобуса и обратится в соответствующие инстанции, чтобы зафиксировать беспредел, творимый им. После чего пенсионер позвонил в полицию, попросив приехать на место конфликта.

— В полиции отреагировали, приняли мой вызов, — продолжает свой рассказ Константин Борисович. — Но тут вдруг этот водитель, который выгнал пассажиров из салона под предлогом, что якобы автобус сломался, заводит «сломанный» автобус и начинает движение. Я перезвонил в полицию и сообщил, что автобус с указанного места уезжает. Водитель ехал по направлению к Спичфабрике, но не довез меня до конечной остановки, а заехал на автобусную стоянку, где как раз находится будка диспетчера. Я собираюсь выйти, но водитель дверь не открывает и требует, чтобы я извинился перед ним! Похоже, ему неизвестно правило «клиент всегда прав»!

Кто и как осуществляет контроль над работой водителей маршруток?

Уму непостижимо, но ведь описанный пенсионером случай — это фактически захват (или похищение) человека с последующим удержанием против его воли, а это статья уголовного кодекса РФ!

Через стекло двери Константин Борисович, заблокированный в автобусе, знаками подозвал диспетчера, и только после этого водитель соизволил открыть дверь автобуса. Диспетчер сначала не хотела говорить Константину Борисовичу фамилию водителя, но когда пенсионер пояснил, что будет писать жалобу, все-таки назвала ее.

— Мне непонятно, кто-нибудь вообще отслеживает состояние психического здоровья таких неуравновешенных водителей? — недоумевает Константин Борисович. — Ведь собственники автобусов получают лицензии на услуги по перевозке пассажиров, а значит, несут ответственность за безопасность людей. К слову, пройти конкурс и получить маршрут не так-то просто. Несет ли кто-либо ответственность за водителя того автобуса, в котором по воле случая оказался я? Хорошо бы выявить владельца этого автобуса и выяснить, по каким параметрам он подбирает водителей для работы на данном маршруте.

Неуважительное отношение к пожилым — это национальный позор

— По хамскому поведению водителя у меня сложилось полное ощущение, что он способен кинуться в драку на человека, сделавшего ему небольшое, но справедливое замечание, — подчеркивает Константин Борисович. — Считаю, держать такого агрессивного, неуравновешенного человека на работе, связанной с перевозкой людей, чревато конфликтами и скандалами, это угрожает безопасности пассажиров. Даже упоминание мною, что я все-таки пенсионер и мне 70 лет, никак не повлияло на него — он продолжал грубить и «тыкать». Хорошо еще этот молодой парень под два метра ростом не кинулся на меня в рукопашную… Но разве мы — пенсионеры — своими годами и трудом не заработали право иногда поправлять неправильное поведение кого-то из молодежи?

И действительно, здесь снова встает очень болезненный вопрос. До каких пор в нашем обществе будет считаться нормальным неуважительное, а то и откровенно хамское отношение к пожилым людям? Дети и старики традиционно считаются самыми социально незащищенными слоями общества. Почему же, к примеру, в тех же восточных странах к лицам преклонного возраста относятся иначе, чем у нас? Пожилые — это те, о ком молодежь обязана заботиться, а уж о повышении голоса на старших там даже речи не идет. Подобные традиции на Востоке укоренились очень глубоко, и нам есть чему у них поучиться.

К сожалению, в нашем обществе старость обесценилась. Как считают социальные активисты, отношение к старикам — это одна из основных моральных и культурных проблем текущего времени.

Человек в любом возрасте нуждается в уважении к себе. А пожилой человек нуждается в том, чтобы его никто не притеснял и не принижал его значимость, чтобы с его мнением считались, а самые простые просьбы слышали и относились к ним с уважением. Уважение для пожилого человека гораздо ценнее пресловутого «стакана воды».

Хотелось бы подчеркнуть, что все, что построено вокруг нас и еще эксплуатируется, за счет чего мы еще живем, появилось именно благодаря усилиям этих людей, поднимавших страну из разрухи в тяжелые, голодные послевоенные годы! Именно они вкладывали свои время, здоровье, возможности в построение нынешнего общества — пусть не идеального, но лучшего, нежели многие другие. Эти люди не щадили себя, чтобы создать лучшие условия для жизни своих детей. Они опытны и много знают, могут немало рассказать и посоветовать — стоит лишь прислушаться. Уважительное отношение к пожилым людям должно быть нормой для любого общества, претендующего на звание цивилизованного.

Требуем контроль!

— Работа водителем на маршрутном автобусе является публичной — тут все на виду и на слуху, — говорит Константин Борисович. — Тем временем ни для кого не секрет, что водитель маршрутки может, разговаривая по телефону, поматериться вслух на весь салон, покурить. Он просто не понимает, что он не у себя на кухне, а оказывает услугу по перевозке пассажиров, которую, кстати, они оплачивают. А сколько в интернете размещено видеозаписей драк в автобусах, затеянных водителями. Считаю, соответствующих контролирующим органам надо работать над этой ситуацией и улучшать качество обслуживания пассажиров на маршрутном транспорте, а не пускать все на самотек. Необходима система правильного подбора персонала и контроль на линии, с опросом пассажиров по поводу качества работы водителей по всем городским маршрутам. Кстати, для этого можно привлекать волонтеров — да тех же пенсионеров — и таким образом выявлять водителей с агрессивным поведением, неуравновешенных, грубых. При этом выработать критерии наказаний, как для самого водителя, попавшего на заметку независимого наблюдателя, так и для собственника данного автобуса, принявшего этого водителя на работу. Получая лицензию на перевозку людей, перевозчики берут на себя не только определенные обязанности, но и ответственность за безопасность перевозки и культурное, комфортное нахождение пассажиров в салоне автобуса.

Нет защиты от произвола

— К слову, 17 декабря я позвонил в МБУ «Центр по организации и контролю пассажирских перевозок» и рассказал о том, что случился конфликт из-за простого вопроса, заданного мной водителю: почему он не открыл заднюю дверь? Я также хотел пояснить, что произошло дальше, но диспетчер меня даже не дослушала, а сразу начала выгораживать водителя. Что это: личная позиция данного диспетчера или открытая демонстрация политики всего центра по организации и контролю пассажирских перевозок — фактически защита самоуправства и агрессивного поведения водителей? Тогда надо задавать вопросы в городскую и областную администрации, чтобы проверили и поправили принципы работы этого центра в пользу пассажиров. Иначе, получается, мы вообще никак не защищены перед произволом подобных водителей.

Напомним, что в 2020 г. стоимость проезда в общественном транспорте Томска выросла до 22 рублей. Согласно постановлению городской администрации, в грядущем 2021 г. тариф на перевозку пассажиров в автобусах, трамваях и троллейбусах Томска снова изменится: он вырастет на один рубль и составит 23 рубля. Рост тарифа ожидается и далее — в 2022-2024 гг.

При этом качество обслуживания на том же маршрутном транспорте по-прежнему оставляет желать лучшего. Судите сами: во многих маршрутках по-прежнему нет кондукторов, из-за чего расчетом пассажиров вынужден заниматься сам водитель — для этого он неминуемо отвлекается от управления автобусом, что чревато аварийными ситуациями. Еще нередко не объявляются остановки. Кроме того, водители маршруток по-прежнему устраивают гонки по улицам города, подвергая тем самым опасности жизни и здоровье пассажиров. Также они проезжают мимо остановок. А, как показала нам история, рассказанная томичом Константином Цедековым, иногда пассажиры даже становятся «заложниками» излишне агрессивных, неуравновешенных водителей, которые любое замечание в свой адрес воспринимают как личное оскорбление.

Когда же контролирующие органы и мэрия озаботятся повышением уровня обслуживания на маршрутном транспорте, наведут на нем элементарный порядок и добьются соблюдения муниципальных контрактов?! Когда, в конце концов, томичи начнут чувствовать себя в маршрутном транспорте спокойно и комфортно?!

Дарья Егорова