В ноябре 1984 года я отдыхала в Адлере в пансионате " Знание". Там познакомилась с учительницей- пенсионеркой из Донецка. Конечно же , узнав , что она из Донецка, я завела разговор о Викторе Фёдоровиче Шаталове. До этого я прочла его книгу " Куда и как исчезли тройки", слышала его выступление на семинаре у нас в городе. Зал, тогда был набит до отказа. Когда после трёхчасового выступления Виктора Фёдоровича, объявили перерыв на обед, по залу на одном дыхании прозвучал протест. Никто не хотел прерывать, все хотели продолжать слушать его. Замечательный оратор , Учитель с большой буквы, он так убедительно , интересно рассказывал о своих методах, которые помогают учить всех детей без " 2" и "3". Скажу про себя , что в жизни я ни до , ни после не слышала столь блестящего выступления по педагогике и методике преподавания школьных предметов.
Вскоре моя милая учительница из Донецка положила передо мной ключ от своей квартиры и предложила съездить в Донецк и побывать на уроке Виктора Фёдоровича. Я была очень счастлива, что могу осуществить свою мечту- побывать на уроке Учителя.
Прибыв в Донецк вечером следующего дня, найдя квартиру, я первым делом решила навести в ней порядок ( мне хотелось сделать что-нибудь хорошее этой доброй женщине, она должна была скоро приехать домой и пусть в её квартире всё будет блестеть и сиять от чистоты )
Когда квартира была проветрена , от свежевымытого пола , окон пахло чистотой, а на кухне всё блестело , я наконец-то решилась позвонить Виктору Фёдоровичу.
Представилась , что я из Сибири, по специальности учитель математики, в последнее время работаю заведующей районо, очень бы хотела побывать у него на уроке. Он назвал мне адрес школы, этаж, класс, время проведения урока. Сказано это было негромко, спокойно, ни одного лишнего слова.
В первое мгновение я усомнилась , а тот ли это Виктор Фёдорович..? И даже произнесла эти слова вслух ," Тот, тот ", ответил он мне и мне показалось, что он при этом улыбнулся.
Утром за час до урока, я была уже около школы. Прошло с того момента много лет, но я всё отчётливо помню. Погода в то утро была пасмурной, прохладной. И вот я иду по школьному коридору , свернула налево в небольшой отсек . Слева висела детская одежда, а справа через стеклянную стену , я увидела классную комнату.
Желающих побывать у него на уроке в этот день было не менее 50 человек. Были здесь учителя разных предметов, родители, работники районо, студенты. С тревогой подумала, что не разрешит Виктор Фёдорович всем присутствовать на уроке. Но он разрешил.
Это был урок физики в 5 классе. Урок контроля, который проводили сами дети. Одни отвечали, решали задачи у доски, другие задавали им вопросы, выставляли оценки. В стороне у окна Виктор Фёдорович слушал ответы других детей, которые говорили ему тихо , не мешая отвечающим
у доски, а некоторые дети отвечали на магнитофон. Все трудились. После урока , присутствующие на нём учителя физики отметили , что знания пятиклассников были на уровне учащихся 9 классов.
После урока Виктор Фёдорович пригласил нас в институт усовершенствования учителей, , где рассказал нам о своей новой книге " Точке опоры". Эта книга в то время не была ещё выпущена.
Читала , изучала я его книгу " Эксперимент" . В этой книге обобщаются основные принципы и содержание разработанной под руководством В.Ф Шаталова экспериментальной методической системы.
Многие его методы я использовала в своей работе . А какие? И как успешно? Хотелось бы мне рассказать в следующий раз...
20 ноября 2020 года Виктор Фёдорович скончался на 94 году жизни. Он был Народным учителем СССР, Почётным доктором АПН Украины, ветераном Великой Отечественной войны. Светлая память дорогому Учителю!