Взлетать и приземляться в воде
После окончания Второй мировой войны напряженность между США и Советским Союзом была очень высокой. К середине 1950-х годов руководство Советского Союза говорили всем, что у них есть сотни бомбардировщиков-бизонов, готовых нанести удар по городам США. Но на самом деле советские ВВС все еще не могли добраться до континентальной части Соединенных Штатов. Решение этой проблемы было предложено автором-новатором Роберто Бартини. Его решение было построить бомбардировщик, который может взлетать и приземляться в воде! Этот невероятный проект бомбардировщика получил название Bartini A57!
История Роберто Бартини довольно удивительна. Он родился в 1897 году в части северо-восточной Италии , которая сейчас находится на территории современной Сербии. Когда разразилась Первая мировая война, он пошел в армию и научился летать.
В 1912 году гимназист Роберто увидел в Фиуме демонстрационные полёты русского авиатора Харитона Славороссова. Они поразили воображение и перевернули его судьбу. Бартини страстно увлёкся авиацией на всю жизнь.
С ростом фашизма в Италии он присоединился к противостоящей коммунистической партии(1921г), надеясь спасти свою страну от фашиста Бенито Муссолини. После захвата власти в 1923 году Муссолини начал отправлять коммунистов в лагеря для военнопленных, вынуждая Бартини бежать в СССР, чтобы избежать тюремного заключения. Именно здесь он оказался на руководящей должности конструктора в советском авиастроении.
Он проявил себя как очень изобретательный конструктор, сконструировав самолет Сталь-6, который установил мировой рекорд скорости в 1933 году. После заключения в тюрьму во время Второй мировой войны он был освобожден из тюрьмы с условием, что он спроектирует блестящий самолет. Именно тогда Бартини разработал BARTINI A57.
Это бомбардировщик с длинным и тонким треугольным крылом, называемым крылом Бартини, оснащенный лифтовой струей, обращенной вниз, для облегчения взлета с поверхности океана. Его даже проектировали для дозаправки с советских подводных лодок!
A57. Концепция советского гидросамолета-бомбардировщика
Проект Р.Л. Бартини - 1955 г.
Проект бомбардировщика — летающей лодки Т-203 — был создан в 1952 г. Робертом Людвиговичем Бартини, в то время начальником отдела перспективных схем Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С.А. Чаплыгина. Великолепный математик, он без дорогих продувок и существенных затрат буквально «вычистил» схему самолета с крылом переменной по передней кромке стреловидности.
- В 1955 г. Р.Л. Бартини разработал проект сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика средней дальности А-55. Гидросамолет мог пополнять запасы топлива в океане, в непосредственной близости от берегов противника, с надводных кораблей и подводных лодок. Для него не требовались большие аэродромы со сверхпрочными многокилометровыми бетонными ВПП, которые являлись отличными мишенями для ударных средств противника. Однако заявленные характеристики посчитали нереальными, и проект был отклонен. Лишь обращение к С.П. Королеву помогло обосновать проект экспериментально. Были изготовлены и продуты десятки моделей с различными вариантами крыла.
- В апреле 1957 г. Р.Л. Бартини был откомандирован для продолжения работы в ОКБС МАП (Москва). Здесь к разработкам стратегического А-57 привлекаются коллективы ИДТИ и ЦИАМ. Исследуются режимы вачета самолета с воды и возможности длительного пребывания его на плаву.
Самолет А-57 представлял собой стратегическую комплексную систему, в которую входил сам гидросамолет-амфибия, способный взлетать и садиться на водную поверхность, а также на снег и лед (обеспечивалась возможность использования аэродромов передового базирования в Арктике на дрейфующих льдинах), и тяжелый управляемый реактивный снаряд РСС (ОКБ П.В. Цыбина), располагавшийся на самолете-носителе.
Предполагалось выполнить самолет по схеме «бесхвостка» с ярко выраженной интегральной компоновкой (фюзеляж практически отсутствовал).
«Самобалансирующееся» крыло (балансировка достигалась круткой по размаху) с минимальным суммарным волновым и индуктивным сопротивлением и переменной стреловидностью имело сверхкритический профиль, в центре выпуклый вниз, а на концах — вверх.
Колесное шасси отсутствовало, взлет и посадка на лед и воду производились с помощью убирающейся под центральную часть самолета гидролыжи. Для взлета с обычного аэродрома предполагалось использовать сбрасываемые после отрыва от земли колесные тележки.
А-57 предполагалось оснастить оборудованием для автономной эксплуатации в океане или на арктической льдине. Для этого имелось необходимое шкиперское оборудование, сквозной проход вдоль всей лодки, гальюн для экипажа. Все операции по техническому обслуживанию самолета выполнялись в пределах обводов крыла и вертикального оперения, иными словами, машину можно было обслуживать на плаву.
Оборудование летающей лодки было по тем временам совершенным: БРЛС СВР-1, активные системы радиоэлектронного противодействия «Роза» и «Веник», система постановки пассивных помех ТРС-45, навигационный комплекс «Ветер», комплекс связи «Планета» и гидроакустическая система связи с подводными лодками «Охотск».
Расчетная максимальная скорость самолета составляла 2500 км/ч, практический потолок в зависимости от полетной массы 18 000—23 000 м, практическая дальность 14 000 км. Самолет со взлетной массой предполагалось оснастить пятью ТРДФ НК-10Б тягой по 26 000 кгс или временно пятью НК-6 по 22 500 кгс, размещенных пакетом над корпусом лодки в хвостовой ее части между килями, наклоненными внутрь.
Крылатая ракета РСС должна была устанавливаться над двигателями. Кроме того, имелся внутренний термостабилизированный бомбоотсек для размещения термоядерной бомбы «244Н» массой 3000 кг.
Комиссия МАП, в работе которой приняли участие представители ЦАГИ, ЦИАМ, ОКБ А.Н. Туполева, В.М. Мясищева, НИИ-1, дала самолету положительную оценку, но правительственное решение о постройке А-57 так и не было принято.
В общей сложности с 1952 по 1961 гг. Р.Л. Бартини вел работы по пяти проектам сверхзвуковых самолетов-амфибий, выполненных по схеме «бесхвоста», на которых предполагалась установка двигателей НК-6, НК-10 или ВК=15М. Среди таких самолетов были:
Р-57 — фронтовой сверхзвуковой бомбардировщик-амфибия с лыжным шасси;
А-58 — ядерный морской бомбардировщик, по летно-техническим данным близкий к Ту-16, Ту-22. По схеме и конструкции аналогичен А-57.
В 1961 г. конструктором был представлен проект сверхзвукового дальнего разведчика Р-57-АЛ — усовершенствованный вариант А-57 с ядерной силовой установкой.
Оригинальная статья тут
Листай галерею
Технические данные А-57
- Экипаж - 3 чел.
- Максимальная взлетная масса - 320 000 кг
Размеры:
- длина х высота х размах крыла - 72,5 х 7,50 х 37,10 м.
Силовая установка:
- количество двигателей х мощность - 5 ТРДФ НК-10Б х 26000 кгс или 5 НК-6 х 22 500 кгс
- Максимальная скорость полета - 2500 км/ч
- Практический потолок - 18 000-23 000 м
Вооружение:
- 1 термоядерная бомба «244Н» весом 3000 кг.
В РФ Модель самолета Bartini A-57 я не нашел, но ее можно заказать тут
Американец с нуля построил Бартини А-57, советский дальний бомбардировщик, который так и не сошел с чертежной доски.
Статьи по теме:
-Прозрачная Coca-Cola. Спец заказ для маршала Жукова
-Советский IPad. Планшет - Электроника МК90
-Гигантские лазерные видеодиски. Удивительная HI FI техника СССР