Эту историю мне поведала мама. Сколько раз я уже слышала, как мама её рассказывает, а всё не надоело!
Родом мама из глубинки, её деревня была в нескольких километрах от родового гнезда Ивана Сергеевича Тургенева. А уж какие страшные поверья в тех местах бытовали, знает каждый, кто прочитал "Бежин луг"! Думаю, именно они всё ещё держали в страхе, спустя сто лет, советского колхозника. Но начну по порядку нашу страшную семейную историю.
Моя мама была подростком. Родители работали в колхозе, дома их ждали пятеро детей, а мама - как старшая девочка в семье - часто оставалась за хозяйку и за няньку. Нужно ли удивляться, что времени она больше проводила у своей бабушки Оли, которая души не чаяла в старшей внучке: девочка спокойная, рассудительная, исполнительная. Мама иногда неделями жила в бабушкином доме, или старалась уйти к ней хотя бы ночевать: там тихо, спокойно, идеальная чистота, никто не пищит, не дерётся, не теребит её. Всё вкусненькое доставалось любимой внученьке, и поспать в бабушкином доме можно было от души, бабушка её хозяйством не нагружала, жалела "курочку" свою. Хорошо им вместе было.
Бабушка Оля - сухонькая невысокая старушка в вечном беленьком платочке - имела боевой характер. Бывало, съедутся её сыновья - мамины дядья, фронтовики - по какому поводу в родительский дом, за стол сядут, первача дерябнут, да как заспорят, упрутся, вспыхнут... Ой, так ругались, что один раз за топоры похватались! Бабушка в крик, бросилась между ними, руками развела ошалевших сыновей: не сметь, чёртово племя, бросай топоры! Охолонули дядья, бабушку послушались, как ягнята, были через несколько минут, устыдились да обниматься стали. Вот как мать слушались. А она потом на всю деревню ругалась: мои-то малые что учудили!
И вот эта несгибаемая старушка пошла к соседям на похороны: умер там мужчина в возрасте. Вернулась с поминок, стали к ночлегу с внучкой готовиться. Погасили свет, бабушка Оля пошла задернуть занавески, выглянула на улицу да так и отпрянула от окна: свят, свят, свят! С ногами забралась к внучке не постель и стала молитвы читать.
- Бабуль, ты чего? - спрашивает моя мама.
- Сосед там, Шурочка! Дух его! Не ходи смотреть, вдруг заметит нас в окно. Видно, по чью-то душу пришёл! То-то народ шептался: плохо застыл... Свят-свят-свят! - закрестилась, запричитала бабушка Оля.
Через какое-то время мама говорит, мол, привиделось тебе, может, бабушка, давай я посмотрю, что там. Бабушка нехотя согласилась. Мама в окно выглянула: свят-свят-свят! дух по воздуху плывет, вроде как к их дому направляется! Обмерла, бросилась к бабушке на кровать. Сидят обе, еле языками ворочают от ужаса. Ползком потом к окнам добрались, занавески задернули, крюк на дверь накинули и бегом на кровать. Бабушка молилась, а мама потихоньку задремала, а потом под утро и заснула в объятьях бабушки.
Когда стало светать, услышала вдруг мама, что бабушка хохочет, остановиться не может. Проснулась - видит: бабушка у окна стоит, выглядывает из-за занавесок во двор.
- Бабушка, что там?
- Вот я дура-то старая! Иди, Шурочка, взгляни на духа.
Мама соскочила с постели, выглянула. А там на заборе белые рубаха и портки чьи-то сушатся, рукава и штанины на ветру колыхаются, будто кто плывет по воздуху. Их-то в темноте за духа и приняли перепугавшиеся бабушка и внучка.
Легли они после завтрака уже по-хорошему отдыхать, глаз-то бабушка всю ночь не смыкала, а мама часа два-три только поспала. Потом бабушка пошла по соседям рассказывать, сколько страху натерпелись "старая дура" и её внучка.
Вот так! На топоры кинуться не испугалась бабушка Оля, а портки с рубашкой в темноте чуть с ума её не свели. Точно говорят: у страха глаза велики!
Люблю я эту страшную семейную историю со счастливым концом. Так и стоят у меня перед глазами её персонажи и детали: сухонькая старушка в белом платочке, Шурочка - худенькая девочка-подросток с двумя косичками и дух-портки.
Каждый день мама вспоминает бабушку Олю, считает её своим ангелом-хранителем. Любовь к ней живет в мамином сердце, пока оно бьётся. И я, приходя в церковь, ставлю свечи за упокой души родных и обязательно вспоминаю нашу бабушку Олю, которую никогда не видела, но полюбила через мамины истории и воспоминания о детстве и юности.
С какими поверьями вам приходилось сталкиваться? Есть ли у вас свои страшные семейные истории со счастливым концом? Испугались бы вы на месте моих родных? Поделитесь своими мыслями.