💃🏻 Мода на картинах. Женщина в кружевах, гардероб которой лёг в основу коллекции костюма музея Метрополитен

Приветствуем Вас на канале МОДА+ИСКУССТВО!

Мы решили начать 2021-й год с новой рубрики #моданакартинах, которую открываем картиной итальянского художника Джованни Больдини 1911-го года "Портрет светской львицы Риты де Аскота Лидиг". О ней сегодня и будет наш рассказ.

Подписывайтесь на канал МОДА+ИСКУССТВО и расширяйте знания и кругозор!
Подписывайтесь на канал МОДА+ИСКУССТВО и расширяйте знания и кругозор!

Начнём с того, что сама Рита де Альба де Аскота Лидиг была интереснейшей женщиной начала 20 века, истинной светской львицей и музой конца 19-го — начала 20 веков, которая одним своим внешним видом влияла на моду и стиль своего поколения.

Именно гардероб красавицы Риты лёг в основу коллекции костюма Музея Метрополитен, того самого, на площадке которого ежегодно устраивается знаменитый модный бал МЕТ Gala!

А ещё Рита была родственницей скандально-известной герцогини Альба, которую в своё время писал великий испанский художник Франсиско Гойя (помните, Маху одетую и Маху обнажённую — это та самая герцогиня). Некоторые художники находили внешнее сходство между родственницами, а как вам кажется, были они похожи?

Рита прекрасно разбиралась в искусстве и, наверное, могла бы оставить яркий след в арт-истории, но, как говорил художник Джон Сарджент: "Она сама искусство", так что несмотря на то, что её родные братья и сёстры писали сценарии, занимались художественной критикой, писали книги, а одна из сестёр даже стала авиатором, сегодня Рита известнее их всех, хотя определить род её деятельности одним словом или понятием непросто.

Рита де Аскота Лидиг была светской львицей, а ещё она довольно охотно выходила замуж. Первый муж, граф и мультимиллионер Уильям Стокс оказался абьюзером и даже поднимал руку на Риту из-за чего ей пришлось с ним развестись, отсудив 2 миллиона долларов — рекордную для 1920-х сумму.

Со вторым, капитаном Филипом М. Лидигом, чью фамилию она носила до конца жизни, женщина развелась через 12 лет после свадьбы, а третьим так и не стал преподобный Перси Грант, который очень хотел жениться на Рите, но получил запрет на это из-за двух её предыдущих разводов.

Джованни Больдини "Портрет светской львицы Риты де Аскота Лидиг". 1911 г. С сайта https://gallerix.ru/pic/B/1829578589/129068612.jpeg
Джованни Больдини "Портрет светской львицы Риты де Аскота Лидиг". 1911 г. С сайта https://gallerix.ru/pic/B/1829578589/129068612.jpeg

Рита де Аскота Лидиг любила наряжаться. Согласно воспоминаниям современников светской львицы, она путешествовала с несколькими десятками чемоданов Louis Vuitton и большим количеством прислуги, включая массажиста, парикмахера, водителя и личного секретаря.

На картине Джованни Больдини Рита запечатлена, вероятно, в платье работы сестёр Калло, которые специализировались на кружеве и создавали одни из самых чувственных нарядов того времени. Это платье — переходный этап от стиля ар нуво, известного в России как модерн, к ар-деко, самому роскошному и вычурному стилю 20-го столетия.

Девушки Чарльза Дана Гибсона. С сайта https://i.pinimg.com/736x/83/de/f6/83def67a0c87e3125214e6e72235fc36--gibson-girl-vintage-clip.jpg
Девушки Чарльза Дана Гибсона. С сайта https://i.pinimg.com/736x/83/de/f6/83def67a0c87e3125214e6e72235fc36--gibson-girl-vintage-clip.jpg

И всё же здесь больше ар нуво, что доказывает длина платья, его сверхоткровенное декольте, причёска, как будто скопированная у знаменитых рисованных девушек Гибсона, кружевные контрастные чулки (похожие декорированные чулочки Риты хранятся в коллекции костюма музея Метрополитен) и остроносые бархатные туфельки.

Сам наряд, разумеется, вечерний, хотя Рита Лидиг отличалась эксцентричностью и запросто носила наряды, предназначенные для вечера, днём и в обеденное время, а вот разнообразие силуэтов ей не было свойственно — женщина предпочитала носить весьма ограниченный набор фасонов, в которых ей было удобно и которые ей больше всего шли.

Известен случай, когда светская львица заказала себе целых 25 копий одного и того же пальто, да и платьев, отличающихся только цветом, у неё было предостаточно (кстати, сегодня стилисты предлагают приобретать сразу несколько одинаковых или мало отличающихся вещей, если они вам нравятся и подходят по качеству, силуэту и цене).

Бархатные (а, может быть, атласные) туфельки, которые мы видим на картине Больдини, скорее всего, созданы в мастерской известного итальянского обувщика Пьетро Янторни, который делал обувь для всей элиты западного мира первой трети 20 столетия. Для Риты де Аскота Лидиг он создал больше 300 пар!

Сама же женщина к обуви относилась с особым пиететом, замечая, что "Обувь без сексуальности бесплодна, как дерево без листьев".

Янторни нередко использовал для туфелек Риты бархат 11-12 веков и антикварные кружева, превращая их в настоящее произведение искусства, так что неудивительно, что для их хранения женщина заказывала специальные деревянные колодки по форме своих стоп и русские сундуки-коробки из кожи, обитые бархатом — правда, современным, а не старинным.

Рита де Альба де Аскота Лидиг. Фото с сайта https://rodich2007.livejournal.com/551729.html
Рита де Альба де Аскота Лидиг. Фото с сайта https://rodich2007.livejournal.com/551729.html

На сегодня это всё. Надеюсь, вам понравилась наша новая рубрика и вы проголосуете за её продолжение лайком этой статье и подпиской на канал. Буду рада также и вашим комментариям!

Ваш эксперт моды и искусства, искусствовед,
Полина УХАНОВА

О другой потрясающей женщине начала 20-го века читайте здесь.