Достался мне вот такой прибор, который называется Flightaware FlightFeeder.
Если вкратце, прибор умеет перехватывать сигналы ответчиков самолётов гражданской авиации пролетающих рядом и выводить на экран компьютера их местоположение, курс, высоту, скорость и другие данные.
Эти приборы бесплатно раздают компании Flightaware, Flightradar, VariFlight и некоторые другие. У них на веб страничках можно сделать заявку на такой прибор.
Зачем их раздают? А чтобы на сайтах типа Flightradar24 все желающие могли в режиме реального времени смотреть за рейсами самолётов, их маршрутами и другими параметрами полета. То есть ребята снимают телеметрию со своих приборов, которые устанавливают энтузиасты по всему миру, и все данные о рейсах выкладывают на одном сайте.
В состав прибора входит плата приемника ADS-B диапазона, который и ловит сигнал пролетающих самолётов. И однопалатный компьютер raspberry pi 3 с настроенным софтом для передачи обнаруженных рейсов на сервер FA. Так же в комплекте есть 50 Омный радиокабель и GPS -ADS-B антенна
Всё работает, как говорится, из коробки. Но я как-то не решился передавать данные о самолётах на забугорный сервис, вместе со своими координатами GPS. Я хотел просто посмотреть какие самолёты найдет в небе прибор.
Поэтому вариант из коробки мне не подошёл, пришлось разбирать.
Внутри, как вы уже видели, есть две отдельных платы, первая это raspberry pi 3 — с ней всё понятно, знакомый одноплатник с hdmi, wi-fi, USB, звуковой платой и флешкой micro SD вместо жёсткого диска.
Интереснее вторая плата, путём недолгого поиска в интернете оказалось, что это довольно известный в узких кругах ADS-B приемник Mode-S Beast производства jetvision, со встроенным GPS. Их можно найти в продаже отдельно.
Это значит, что на плату можно поискать альтернативные драйвера и запустить Flightaware под windows. Чем я и занялся.
Антенна
Антенну я решил не размещать на крыше, как это делается правильно, а просто поставил на окно.
Внешних преград за окном мало и для тестирования пеленга этого вполне достаточно. Но, надо оговориться, я живу недалеко от аэропорта.
Настройка Flightaware FlightFeeder под Windows
Далее я привожу конкретные параметры настройки платы и софта, если для вас это неактуально, то пролистайте ниже и посмотрите что удалось поймать.
Отключил плату от raspberry pi чтобы использовать ее отдельно от малинки в связке с компьютером. И с помощью шнурка mini usb подключил к компьютеру:
Плата определилась как два неизвестных порта. По ID оборудования легко нашлись драйвера от Silicon Labs, после их установки появилось два COM порта:
Для отображения самолётов я использовал программу под Windows, которая называется PlanePlotter:
Чтобы подружить программу с платой пришлось изрядно подумать, у меня всё получилось с такими настройками:
Options - I/O settings выбираем в списке пункт beast receiver serial и ставим галочку на пункт Mode-S/ADS-B. Остальные пункты привожу на картинке:
Далее нужно зайти в Options - Mode-S receiver выбрать наш Beast Receiver и в нем указать номер COM порта, соответствующий Enhanced порту устройства (на скриншоте с COM портами выше он подчеркнут под номером 10)
Скорость порта зависит от настройки платы, у меня заработало на 1000000, у вас возможно заработает на скорости 3000000 - надо пробовать. Вообще, эту скорость можно выбирать джамперами на плате, но я не увидел распаянных джамперов с верхней стороны платы.
На этом настройка окончена, можно включить программу зеленой кнопочкой
Что я увидел
Сразу же после запуска программы в нижней части окна побежали цифры, и на карте отобразилось два самолета:
А на вкладке Aircraft View отобразились данные этих бортов и их телеметрия:
Проверил где эти рейсы на сайте flightradar24. Информация, которую самолеты передали на мое устройство и та, что выдал flightradar24 сошлась. Курс, координаты и скорость - с незначительной погрешностью.
Кстати RWZ421 - оказался наш Sukhoi Superjet 100 от авиакомпании Red Wings - не знал, что они используют наши самолеты:
Несмотря на то, что антенна прибора всенаправленная, у меня она установлена на окне и поэтому она ловит самолеты с одной стороны и примерно на такой угол.
Если антенну поднять на крышу здания, то самолетов ловилось бы куда больше и брало бы во все стороны.
Экспериментальным путем я установил, что максимальная дальность обнаружения самолетов: 250 километров от антенны. Если самолет улетел дальше, то данные идут всё реже и реже, а затем самолет пропадает с радара.
К слову сказать, Flightradar и другие сервисы не отображают данные о некоторых самолетах, с авиакомпаниями которых у сервиса нет договоренностей, а этот прибор показывает все судна, если они оснащены ADS-B.
На этом у меня все, спасибо за внимание! Ставьте лайк и пишите вопросы в комментариях. Не забудьте так же подписаться на канал, будет интересно!