Приветствую вас, мои дорогие читатели. Подростковая тематика достаточно востребована в кинематографе и таких фильмов снимается немало. Кому адресовано такое кино? Думаю, ошибаются те, кто считает тинейджеров целевой аудиторией для такого рода проектов. Это кино для взрослых, которые уже «перебесились» и теперь, имея груз житейского опыта, могут посмотреть на ситуацию с точки зрения достаточно мудрого наблюдателя. Тем не менее, велик соблазн снять кино, которое показывает ситуацию, скрашивая действительность, избегая острых углов. Ниже я остановлюсь на трех фильмах, которые, как мне кажется, оказались близкими к реалиям современной жизни, как не тяжело это признать.
Диско свиньи (реж. Кёрстен Шеридан, 2001)
В центре фильма Агрессия, Зло, Беспричинная жестокость. И пусть герои фильма юны и красивы, мечтают пожениться и жить во дворце, а засыпая, трогательно держат друг друга за руки. Умиление длится где-то первые пять минут фильма. А далее эта сладкая парочка начинает показывать, на что она способна в этом злом, жестоком и непонятном для них мире.
Свин и Свинка. Так они называют себя. Даррен и Шинейд зовут их на самом деле. Даррен – с бездонными голубыми глазами и лицом ангела. Шинейд – красавица с немного детским выражением лица. И вот эти шестнадцатилетние дети издеваются, грабят, избивают.
Автор намеренно помещает героев в имитацию реального мира, чтобы показать агрессию в полной «красе». Почему имитацию? Реальный мир хоть и далеко не совершенен, но все же не настолько пока сошел с ума, чтобы позволять безнаказанно делать те вещи, которые творит эта «сладкая» парочка. Никто в фильме не стремится остановить их: нет полиции, нет охраны в клубах, все окружающие абсолютно равнодушны либо бросают испуганные взгляды, но ничего не делают при этом, не вмешиваются в происходящее.
Что же является причиной такого неадекватного поведения?
Корни такого поведения почти не раскрыты в фильме, но мне кажется,у «беспричинной агрессии», есть первоисточник. Свин и Свинка живут в своем мирке, в котором есть только два человека – он и она. Эта агрессия рождается из-за боязни потерять единственного человека, который ПОНИМАЕТ тебя.
И если в начале фильма агрессивное поведение Свина идет как бравирование перед Свинкой, то в дальнейшем агрессия становится действительно неконтролируемой. И в этот момент, когда самый близкий человек вдруг отказывается понимать тебя, агрессия перетекает на самого себя. Убийство самого Свина, по сути, является самоубийством, потому что никакого сопротивления при этом он не оказывает.
Зло должно быть наказано, зло должно умереть.
Осознавший мерзость своих поступков остаётся жить.
Клуб «Завтрак» (реж. Джон Хьюз, 1985)
Фильм режиссера Джона Хьюза, которого мы знаем прежде всего по фильму «Один дома». В отличии от рождественской комедии, эта история скорее драма о взрослении, о конфликте поколений. Главные герои фильма – пятеро учеников школы, оказавшихся в читальном зале библиотеки в выходной день за разные провинности. Им предстоит провести здесь весь день и написать сочинение на тему «Что я думаю о себе». С написанием сочинения как-то не сложится, зато оказавшись вместе в замкнутом пространстве подростки пройдут своеобразный курс групповой психотерапии и узнают многое друг о друге.
В роли психотерапевта выступит отъявленный хулиган Джон Бендер, который провоцирует остальных своими неудобными вопросами и спорными выводами, но в результате вызывает на откровенность каждого из учеников.
Наверное, ни для кого не будет откровением то, что дети не понимают родителей, а родители не слышат своих детей. Одни хотят отец от сына побед на спортивном поприще, другие ждут только отличных оценок в школе, в семье третьего унижение и бытовое насилие вполне обыденные вещи. Как говорит один из героев - "Когда взрослеешь, сердце умирает".
Второстепенной сюжетной линией идёт история учителя, который испытывает эмоциональный дискомфорт от общения с учениками и переживает, что о нем думают ученики, почему они его не уважают. Но при этом не замечает, что ведёт себя крайне высокомерно, отгораживаясь от учеников грубыми и циничными речами.
Уроки гармонии (реж. Эмир Байгазин, 2013)
Фильм рассказывает о подростках одной из казахских школ, их отношениях и последующих драматических событиях. За спиной учителей в школе процветают тюремные порядки с паханом, разделением на касты и рэкетом.
«Очередная чернуха» - скажите вы. Не торопитесь. В фильме подкупает не банальный сюжет, хорошая игра юных актеров и отличная операторская работа.
Несмотря на то, что действие происходит в Казахстане в эпоху 90-х, темы подростковой жестокости, равнодушия взрослых к проблемам детей, поднятые в фильме, насущны и в наше время, и не только в данной географической локации.
Главный герой фильма - Аслан, 13-ти летний подросток, тихий и немногословный, становится жертвой обстоятельств, найти выход из которых крайне сложно. Но он намного сильнее и умнее, чем кажется на первый взгляд, что можно понять только досмотрев фильм до конца. Аслан пытается стоически выдержать выпавшие на него испытания, пытаясь остаться тем, кто он есть – добрым, чувствительным, мечтательным подростком. Сумеет ли?
Если вам было интересно – ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие публикации.