Найти тему
Woman in harmony

Что не так с фильмом "Ирония судьбы или с легким паром"

Оглавление

6 января. Все доели тазики с оливье и заливной рыбой, и в сотый раз пересмотрели все советские фильмы, традиционные для новогодних каникул. Так что пока у вас в голове свежи кадры "Иронии судьбы", давайте поговорим о том, что же с этим фильмом не так с точки зрения нашей современности в рамках моей рубрики "Что не так с этим фильмом".

Моя главная претензия к традиционной интерпретации этого фильма в том, что он совсем не о любви сквозь все преграды.

Сразу оговорюсь, что когда я говорю претензия — это о претензии НЕ К ФИЛЬМУ! А когда говорю "традиционная интерпретация", я имею в виду то, как обычно люди вокруг его воспринимают и комментируют. Возможно вы не из их числа.

Итак, чаще всего я сталкиваюсь с мнением о том, что это фильм о новогодней сказке, победе любви над условностями и общественным мнением.

Так вот дорогие мои читательницы, увы, но НЕТ. Давайте попробуем рассмотреть этот фильм с точки зрения науки под названием  #психология .

На самом деле этот фильм об инфантильных людях и их манипуляторах, и как они делают друг друга несчастными.

Главный инфантил

кадр из фильма Э. Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!"
кадр из фильма Э. Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!"

Главный герой Женечка (вдумайтесь только! взрослый мужик, а все "Женечка") — не мужчина 36 лет, а маменькин сынок, который живет по указке окружающих его женщин и друзей. Начиная с его собственной матери, которая манипулирует его мнением о женитьбе и потенциальной невестке, заканчивая его невестой Галей, которая крутит им как хочет, то стращая уехать праздновать новый год в Суздаль с каким-то Олегом, то резко обрывая "Обойдутся" его планы по поводу неких Катанянов.

"Я спросил у ясеня, где моя любимая". Инфантил Женя не в состоянии "застолбить" женщину, да ему и это и не надо, он только у деревьев потом и может спрашивать, а что собственно произошло. В принципе женитьба ему ну никак не нужна, все его признания в любви Гале — вымученные, потому что "так надо", чтобы "ее порадовать". Но постоянно так делать он тоже не может, не выдерживает.

Женечка постоянно скидывает ответственность за свою жизнь на обстоятельства и людей, а когда жизнь загоняет его в тупик — он сбегает. "Я не выдержал и сбежал в Ленинград" говорит он о предыдущей "невесте". Он и напивается для того, чтобы Галя увидела его в пьяном угаре и сама сбежала, потому что Галя для Женечки — это уже какая-то взрослая жизнь и ежовые рукавицы, а он так хочет оставаться маленьким мальчиком, которого именно мама постоянно называет "болваном".

Вообще, то, что Женю постоянно обзывают в фильме — это прям очень тревожный сигнал, который почему-то все игнорируют. И даже в конце приехавшая к нему Наденька говорит "ты все-таки непроходимый тупица", и Женечка радостно расцветает от этого ласкового абьюза и целует ее.

Во всем виновата мать?

кадр из фильма Э. Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!"
кадр из фильма Э. Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!"

Такой инфантил не может быть рассмотрен в отрыве от своей матери, вот уж кто постарался не оторвать его от груди до 36 лет. Все #семейные отношения героя выстроены вокруг матери, а не другой женщины, именно она является его партнером по жизни.

Когда к Женечке приходит друг, что она делает? Выставляет его, решая за своего половозрелого сына как ему проводить досуг. Когда она с сыном обсуждает вопрос его женитьбы, мамочка всячески демонстрирует неодобрение кандидатуры невесты. Мол, да она вроде ничего, но... И обесценивает его выбор словами про то, что если он сейчас не женится, то уже и никогда. Токсичная мерзкая старушка, которая прикрывается удобными фразами и улыбочками, но всегда намекает на свое главенство в этих #отношениях .

"Ты же моя мамочка."
"Важно, чтобы ты об этом помнил после женитьбы"

И мы понимаем, что даже если Женечка женится на Гале, то маменьким сынком он останется навсегда и будет делать все, как маменька скажет. В итоге, радостный Женечка бежит напиваться, получив одобрение от мамочки, что надо эту женитьбу всю запороть.

Что же происходит, когда сынуля в конце фильма вместо Гали "приводит" домой Наденьку (приводит слишком громко сказано, для этого инфантила, Надя в итоге приезжает сама)? Сначала мать смотрит тревожно — ведь она только избавилась от этой мерзкой Гали, которая хотела верховодить ее сыночком, а тут — новая конкурентка! Да, конкурентка! Вы отца Женечки видели? Нет! Это ж классика, они живут давно вдвоем замещая друг другу партнеров (без пошлостей только).

Вот в чем печаль матери, когда она грустно говорит "Посмотрим". Посмотрим, сможешь ли ты одолеть меня, вот что она говорит на самом деле. Но давайте перейдем к главной героине.

Вторая инфантилка и жертва — Наденька

кадр из фильма Э. Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!"
кадр из фильма Э. Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!"

По сути, главным героем весь фильм помыкают абсолютно все, кроме конечно Наденьки. И вот опять, взрослая женщина, а все Наденька, живет с мамой, и которой тоже говорят, что делать ее подружки и ее жених Ипполит.

#женская психология требует устроить свою личную жизнь, однако Наденька — не та женщина, которая в состоянии получить нормальные здоровые отношения. Она всю свою жизнь изображает из себя жертву каких-то обстоятельств. Например, заводит многолетний роман с женатым (и это в советское время!). Или выбирает себе в спутники Ипполита — человека, который никак на ней не женится, а она МНОГО ЛЕТ!!! не может взять и сказать ему "Раз не женимся — тогда расстаемся", потому что для этого нужно принимать решения и брать жизнь в свои руки. Но инфантилка Наденька это сделать не в состоянии, ведь ей нравится страдать.

"Мне нравится, что вы больны не мной". Вот ее девиз. Ей нравится страдать по тем, у кого уже есть кто-то другой. И Женечка ее привлекает в том числе тем, что у него есть некая Галя и можно будет страдать снова. И тем, что Женечка просто рычаг для того, чтобы избавится от Ипполита и страдать от того, что ее бросили.

В какой-то момент они с Женечкой даже спорят, кто их них больше страдает, кто большая жертва обстоятельств. Два безвольных человека нашли друг друга.

Тиран Ипполит

кадр из фильма Э. Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!"
кадр из фильма Э. Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!"

Давайте посмотрим на Ипполита. С виду важный и солидный мужчина, а на деле жадноватый и мелочный тиран, не терпящий возражений и ситуаций, когда все идет не по его плану. Вечно выискивающий недостатки в Наденьке, чтобы тут же ее завиноватить. Идеальный спутник-преследователь из треугольника Карпмана для жертвенной Наденьки, которая так же как и Женечка обвиняет во всем окружающих и обстоятельства, но не себя, и очень любит пребывать в состоянии "пожалейте меня все".

Ипполит вроде уже даже собрался сделать таки Наденьке предложение, но хватается за Женечку как за спасительный билет обратно в холостую жизнь и в итоге сбегает в прямом и переносном смысле.

Почему этот фильм так любим многим?

кадр из фильма Э. Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!"
кадр из фильма Э. Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!"

Зрителю конечно же нравится главный герой, потому что он видит в нем... себя. Да-да, себя, так не желающего брать ответственность за свою жизнь и продолжающего плыть по течению — общественного мнения, обстоятельств и других условностей. Видят и гладят себя мысленно по головке, приговаривая "ну вот, ты не один такой болван".

Видят себя и в Наденьке — все наши бесконечные #женщины - жертвы, которые любят, чтобы их пожалели, которые терпят плохое к себе отношение и считают нормальным и романтичным ждать и надеяться, когда он там с женой разведется.

Видят себя и в гиперопекающих мамочках, которые считают себя вправе вмешиваться в жизнь своих половозрелых детей и замещать собой партнера в жизни.

Видят, как им кажется, счастливый конец вопреки обстоятельствам.

А на самом деле...

кадр из фильма Э. Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!"
кадр из фильма Э. Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!"

По факту же, два инфантила встретили друг друга и им будет весело ровно до того момента, пока Женечку преследуют взрослые с их глупыми правилами и наставлениями, а Наденька сможет чувствовать себя жертвой обстоятельств. Лукашин на ней никогда не женится, это всем понятно. Если Женечку и Наденьку оставить на необитаемом острове, ну или просто — в покое, они быстро поссорятся и разбегутся. Потому что их объединила не любовь, а совместный побег от взрослой жизни. Им будут нужны Ипполиты, Гали, мамы в конце концов, чтобы продолжать быть вместе.

На мой взгляд, это прекрасное #кино, с простой обложкой и сложной внутрянкой. В нем никто не живет счастливо своей (а не чужой) жизнью и не делает то, что действительно хочет. Поэтому этот фильм для меня не о любви и воссоединении сквозь города, не о счастливом случае под новый год, а об одиночестве и несчастливой жизни. О том, как люди манипулируют друг другом, чтобы отыгрывать свои какие-то сценарии, но в итоге все делают всех несчастными.

Другие статьи из рубрики "Что не так с этим фильмом?"