Найти тему

Винтокрылые байки 2. Пляж на автопилоте

В общем, дело было так.

Постращал нас всех особист, историй всяких уголовных дел порассказал, про пролетные случаи тоже поведал. Мы, разумеется, веселились от души. Всё разнообразие какое-никакое. Под занавес кто-то ляпнул, что, мол, такое возможно только в СА, мол, что взять с шурупов, что в ПВ люди суровые - правильные. И как говорится, вот тут-то все и началось.

(Для тех, кто не в курсе, поясню, что шурупами называют солдат СА, из-за вида сверху в летнее время и из -за бахвальной присказки, которую я приводить не берусь, дабы помидорами не кидались отслужившие.)

Один из прапорщиков-контролеров, осмотрев наши довольные жизнью физиономии, высказался в таком плане:

- Чего ржете?

- ??

- Да вы сами такие же полудурки, как эти летуны.

- Только вертолеты мы не топим в озерах.

- Зато вы самолеты хорошо сбивать умеете.

- Опс. А это как?

И вот тогда нам поведали страшную, но поучительную историю нашего ПО.

Все происходило в Архангельске. Морской порт, как вы и сами знаете. И все иностранные суда охраняют наши доблестные пограничники. Пограннаряды, само собой, проверяют офицеры нашего же ПО, дело обыденное и нужное. Ну, во всяком случае, так в уставе прописано. И между солдатами и офицерами идет некая игра - кто кого поймает. Офицер пытается поймать нерадивого солдата на посту и с поличным, а личный состав старается быть не пойманный за свершенным падонством. Борьба идет с переменным успехом, с обеих сторон проявлена масса ухищрений, конспиративных уловок и технических новшеств. В общем обычная жизнь обычных чекистов.

Дежурный по связи, как один из немногих, точно знает момент выезда проверяющего на фланги. И вся тяжесть борьбы лежит на его субтильных плечах и неокрепшей психике. Скажи он в эфир открытым текстом о старте проверяющего - на губу посодят. Промолчи - свои по башке дадут. Но мы же не пальцем деланы? Абы кому границу ведь не доверят? Решение было найдено примерно на следующий год после создания радио Маркони. В конце радиосеанса с нарядом связист произносил ключевую фразу - сигнал опасности. Такую неприметную фразочку. И все бы хорошо, да иногда сигнал сдавали кому надо и пролеты сыпались как из рога изобилия. Особисты не спали на своем посту, работа у них такая.

И тогда один из отделов нашего славного КПП придумал гениальное решение. По полевой линии связи дежурный звонил на пост АПМ-90 и просил показать свечу. Прослушивать полевой телефон никому в голову так и не пришло, да и геморройно. Понятное дело, что этот номер проходил только ночью. Но все лучше чем вообще ничего.

Что такое АПМ-90? Кино про войну с германцами смотрели? Прожекторную установку с диаметром зеркала 90см на базе полуторки видели? Вот то же самое, только на базе ЗИЛа и называют АПМ. Страшное создание доложу я вам. В фокусном луче можно одежду сушить в жестокий ливень. И упаси вас бог поймать зайчик этой установки, ничего не видеть вы будете примерно минут пятнадцать-двадцать. Километров 10 этот луч не рассеивается вовсе - ну гипперболоид инженера Гарина, только на колесах. И вот представьте себе вертикальный световой столб в ночном небе. Из кабины УАЗика его почти невидно, а с причалов его не увидит только глубоко спящий. Вообщем решение найдено и работает. Личный состав доволен жутко.

Беда пришла откуда не ждали. Помните народную поговорку - заставь дурака богу молиться -он и лоб расшибет? Вот именно так все и случилось. Расчет поднимает прожектор в небо. И в красивом световом луче что-то мелькнуло, большое и непонятное. Понятное дело, что этого никто предвидеть не мог. И понятное дело, что тут же возник спор - что это было? Наши прожектористы стали искать своим лучом НЛО. Дело чести и граница все ж рядом. НЛО прятался. Соседи тоже заинтересовались - а что там они ищут? Из чувства солидарности и любопытства ради они (соседние посты АПМ) решили помочь своему товарищу. И помогли. В перекрестие трех прожекторов попался заходивший на посадку в Талаги ТУ-154.

Все дальнейшее было как фильмах про катастрофы. Тут мнения участников событий разошлись. Одни утверждали, что самолет сажала стюардесса. Другие клялись, что среди пассажиров оказался летчик морских ВВС, и он спас всех. В одном окончание истории сошлось у всех - виновники событий получили срок.

Выводы делайте сами. Тогда мы их делали правильными. Над чужими пролетами смеяться перестали. О последствиях своих действий стали задумываться заранее. А вот АПМку успешно использовали в борьбе с речными браконьерами. Эффект был действительно сногсшибательным. Рыбнадзор плакал от зависти и стращал нарушителей этим чудом инженерной мысли.

Вот такая история.

Если кому интересно, есть у меня еще история о вреде "Пемолюкса" и ПВ. Рассказать?