Сразу скажем, что если фигуристы берут известную музыкальную композицию, под которую уже есть классический, эталонный танец, то совершенно естественно, что хореографы фигурного катания используют элементы этого классического танца в своей постановке.
Классической танцевальной интерпретацией «Болеро» является постановка Мориса Бежара в исполнении Майи Плисецкой.
Посмотрим, что из танца легендарной балерины перекочевало в программу Камилы Валиевой.
Начальная поза. К сожалению, ракурс разный. Обращаем внимание на положение рук и ног.
Некоторые не оценили исполнение Камилы. Среди высказываний критиков можно найти «резкие махи» прямыми и руками и ногами, якобы «похожие на физкультуру».
Господа критики, оригинальная постановка «Болеро» полностью строится на резких, энергичных движениях корпусом, руками и ногами. Прямые махи вверх, назад и в сторону – это важная часть программы.
Из-за разницы ракурсов трудно поймать ровно то же движение, однако, давайте обратим внимание на физику в целом. «Болеро» - это сочетание общей плавности и резкого, четкого ритма. Лейтмотивом танца Плисецкой служит плавное движение ладоней по корпусу от плеч к тазу. Камила неоднократно повторяет это движение, но в более условной форме – не по телу, а вдоль тела.
Еще немного о резких махах прямыми руками и ногами и "змеиной" пластике.
Следует отметить, что в оригинальном «Болеро» сочетается гипнотизм и страсть, соблазнение. Камила – еще юная фигуристка. Поэтому хореографы придумали ей образ змеи, гипнотизирующей свою жертву воинственным танцем. Таким образом сохранилась главная особенность «Болеро» - сочетание плавных, змеиных изгибов с резкими бросками, символизирующими угрозу и нападение. Акцент с соблазнения и страсти сместился в сторону гипнотизма, который тоже в «Болеро» очень силен. Весьма оригинально, но почему бы и нет?
Приношу извинения за качество изображений: выступление Плисецкой в хорошем качестве найти затруднительно, а Камила передвигается по льду так быстро, что скрины с нужными позициями выходят размытыми.
Всем, кто не вполне понял "Болеро" Валиевой настоятельно рекомендуется пересмотреть (или посмотреть) оригинальное "Болеро" Мориса Бежара. Стоп-кадры не передают в полной мере эту резкую, напряженную, гипнотическую пластику. Острые локти, прямые руки с напряженными пальцами, прямые ноги, замахи прямо, назад и в сторону.
Камила - далеко не первая фигуристка, которая катает "Болеро", но именно на нее можно было не опасаясь ставить балетные элементы. Ее растяжка, чувство музыки и давно отмеченная "балетная" пластика - именно то, что нужно для подобной постановки. Конечно, в танце Камилы много оригинального - все-таки, это не копирование балета, а самостоятельная программа. Но общий характер "Болеро" Плисецкой вполне узнаваем.
От всей души желаем прекрасной юной звездочке фигурного катания еще лучше прочувствовать эту сложную, но чрезвычайно интересную музыку. И загипнотизировать зрителей так, чтобы они вообще забыли о технической сложности. Не в этом ли настоящее искусство!