Найти тему

Меняются ли люди с годами?

Нет, я имею в виду не перемены, происходящие с каждым отдельным человеком. А вот с нами, с обществом в целом, как с совокупностью индивидов. Вы уверены, что мы далеко ушли от людей, живших, например, почти 300 лет назад?

Проведём небольшой художественно-философский тест. Причём, я не буду предопределять его результатов. Каждый сам сделает те выводы, которые считает нужными. А поможет нам в этом австрийский художник Иоганн Георг Платцер (1704-1761). Первая половина XVIIIвека - не самое плохое время для Австрии. Турки окончательно отброшены от стен Вены, в 1714 году более-менее сносно закончилась война за испанское наследство, у главного конкурента Франции – междуцарствие, грозный Людовик XIV умер, в общем, «международное положение» обширной державы Габсбургов позволяет развлекаться, пировать, устраивать охоты и балы. Художник Иоганн Георг Платцер ещё молод, всего то 26 лет, следовательно, «социальный заказ» эпохи ему созвучен, хотя бы в силу возраста. Он работает в Вене – столице половины германоязычного мира и, между прочим, является одним из тех, кто ищет стиль «галантного века», причём, естественно, не такой как у Франции. Да и то сказать, у французов тоже всё ещё только начинается. Правда, уже умер Ватто, но ещё только начинает Буше, а Фрагонар и вовсе пока не родился.

Кстати, в 1725 году Антонио Вивальди публикует свои Le quattro stagioni («Четыре времени года»), а в 1730 и вовсе перебирается в Вену.

В том же 1730 Иоганн Георг Платцер берётся за ту же тему. Вряд ли под влиянием Вивальди, так как тема времён года, четырёх сезонов и т.п. была весьма распространена уже давно в европейском искусстве. Но общество, как я уже говорил, даёт запрос на особую эстетику. Может быть, поэтому цикл Платцера именуется «Удовольствия четырёх сезонов».

А теперь посмотрите внимательно и ответьте на вынесенный в начало вопрос: «А многое ли изменилось с тех пор?». Конечно, картины переполнены, в том числе и аллегорическими компонентами, намёками, понятными современникам, но уже плохо считываемыми нами, но я думаю, что это не главное. Я предлагаю сравнить способы организации досуга.

Иоганн Георг Платцер. «Удовольствия четырёх сезонов». 1 Зима. 1730. Институт искусств Миннеаполис. США.
Иоганн Георг Платцер. «Удовольствия четырёх сезонов». 1 Зима. 1730. Институт искусств Миннеаполис. США.
Иоганн Георг Платцер. «Удовольствия четырёх сезонов». 2 Весна. 1730. Институт искусств Миннеаполис. США.
Иоганн Георг Платцер. «Удовольствия четырёх сезонов». 2 Весна. 1730. Институт искусств Миннеаполис. США.
Иоганн Георг Платцер. «Удовольствия четырёх сезонов». 3 Лето. 1730. Институт искусств Миннеаполис. США
Иоганн Георг Платцер. «Удовольствия четырёх сезонов». 3 Лето. 1730. Институт искусств Миннеаполис. США
Иоганн Георг Платцер. «Удовольствия четырёх сезонов». 4 Осень. 1730. Институт искусств Миннеаполис. США.
Иоганн Георг Платцер. «Удовольствия четырёх сезонов». 4 Осень. 1730. Институт искусств Миннеаполис. США.