1,6K подписчиков

Владислав Крапивин - последний писатель-романтик из СССР, один из тех кого мы потеряли в 2020 году.

265 прочитали
Фото писателя В.П.Крапивина взято для иллюстрации из Яндекс Картинки
Фото писателя В.П.Крапивина взято для иллюстрации из Яндекс Картинки

В 2020 году в Екатеринбурге, 1 сентября в 6:40 утра, не стало писателя Владислава Петровича Крапивина. Сначала у писателя подозревали короновирус, но анализ был отрицательным, тем не менее из больницы он домой уже не вернулся. Остановилось сердце. Ему был 81 год. Наверное в нашей стране нет ни одного человека, который в детстве не был бы увлечен его книгами.

В Дзен, наверное, не осталось тем, которые были бы еще не освещены. Много написано и про В.П.Крапивина. Все же и я хочу помянуть этого великого человека, классика детской литературы.

Писатель родился в 1938 году в Тюмени, тогда еще Омской области, хотя всю жизнь прожил в Свердловске (Екатеринбурге). Уже в детстве Владислав умел придумывать интересные истории, которые рассказывал сверстникам. В 1956 году, он поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета, а в 1960 году в журнале "Уральский следопыт" вышел первый его рассказ. Первая книга В. П. Крапивина — «Рейс „Ориона“» — вышла в 1962 году в свердловском издательстве. Писатель занимался в секции детской литературы под руководством Л.А.Кассиля, а в 1964 году был принят в члены Союза писателей СССР. В 70-80е годы В.Крапивин был членом редколегий журналов "Пионер" и "Уральский следопыт". С 2006 года присуждается ежегодная Международная детская литературная премия имени В.П. Крапивина. Выпущено более двухсот изданий книг Крапивина на разных языках мира.

Из всех многочисленных произведений автора (понадобился бы специальный книжный шкаф чтобы вместить все его книги) можно выделить группу произведений 1965—1982 годов, породившую образ-понятие «крапивинские мальчики». Это, например: "Оруженосец Кешка" (1965), "Та сторона где ветер" (1964-1966), "Бегство рогатых викингов" (1969), "Тень каравеллы" (1970), "Мальчик со шпагой" (1973-1975), "Дети Синего Фламинго" (1980), "Журавленок и молнии" (1981) и др. Великолен его фантастический роман-трилогия (1983-1985) "Голубятня на желтой поляне". Своим героем писатель выбрал двенадцатилетнего мальчишку, ему и самому удалось до последних его дней сохранить этого мальчишку в себе. Потому и все более поздние его произведения полны мальчишеского задора и романтики: повести из серии "В глубине Великого Кристалла" ( Гуси-гуси, га-га-га… 1988 г. и прочие), "Стража Лопухастых островов". Роман-сказка (2002).

Рисунок из книги В.Крапивина "Та сторона где ветер" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки
Рисунок из книги В.Крапивина "Та сторона где ветер" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки

Книги В.П. Крапивина продолжили лучшие традиции Аркадия Гайдара и Александра Грина.

Дети выписывали в свои тетрадки фразы и афоризмы из его произведений. Сам писатель считал, что хорошее произведение отличается от плохого запоминаемостью. На произведениях Крапивина выросло несколько поколений советских людей. В своих книгах он всегда идиализировал детей, он как бы призывал "Будьте как дети!".

- Если рана не болит, ею очень удобно хвастаться.

- Счастье — когда счастливы те, кого любишь. И когда они есть — те, кого ты любишь…

- Ты сумеешь. Если тяжело будет — выдержишь, если больно — вытерпишь, если страшно — преодолеешь. Самое трудное — когда ты считаешь, что надо делать одно, а тебе говорят: делай другое. И говорят хором, говорят самые справедливые слова, и ты сам уже начинаешь думать: а ведь, навверно, они в самом деле правы. Может, случиться, что правы. Но если будет в тебе хоть капелька сомнения, если в самой-самой глубине души осталась крошка уверенности, что прав ты, а не они, — делай по-своему. Не оправдывай себя чужими правильными словами.

Рисунок из книги В.Крапивина "Та сторона где ветер" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки
Рисунок из книги В.Крапивина "Та сторона где ветер" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки

Владислав Крапивин много занимался и проблемами детства, изучал педагогику А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского. В 1961 году он создал в Свердловске детский разновозрастный отряд "Каравелла". Девизом «Каравеллы» стала клятва: «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня»

Крапивин отстаивал идею ценности детства, как важного этапа в жизни человека, который равноценен с юностью, зрелостью и старостью; он предлагал принцип сотрудничества поколений; писатель считал необходимым присутствие в жизни высокой идеи, мечты, своего параллельного пространства, через которое человек должен получать внутренние силы и мог определить собственную миссию.

В.Крапивин везде где мог пропагандировал принцип дружбы и сотрудничества детей и взрослых.

Наверное важными для писателя были годы его детства проходившего в конце 40-х начала 50х годов. Оттуда, из того непростого, но светлого времени, он наверное и черпал свое вдохновение.

Кто-то назвал его произведения "пионерско-готическими", самому автору не нравилось это определение, но мне кажется в этом названии что-то есть верное. Как просто превращался у него обычный старый двор городской окраины в место совершенно фантастическое. Он не использовал для этого ни машины времени, ни другие фантастические методы и приемы. Это верно от того, что писатель умел видеть в обыденном и простом необычное и фантастическое. Перемещение из обычного двора детства происходит настолько легко, что уже не важно в параллельный мир переместились события или на другую планету.

Фото взято для иллюстрации из Яндекс Картинки
Фото взято для иллюстрации из Яндекс Картинки

Мое детство проходило в 60-е годы в небольшом поволжском городке. Напомню, что есть мнение, что в 60-е в СССР и был истинный коммунизм. Я с этим мнением сегодня согласен. Не помню тогда очередей за продуктами, не приходилось никому думать что он будет есть завтра, что будет завтра с тобой самим и твоими детьми. Не было зависти и злобы. Ключи от дома прятали под крыльцом двери или под напольном ковриком перед входными дверями. Детей воспитывали всем двором как общих, любой из соседей мог сделать чужому ребенку замечание, а то и поддать по затылку. Лозунг коммунизма "от каждого по способностям, каждому по потребностям" в самой своей сути выполнялся. Никто "насмерть" не утруждался на работе, а уровень потребностей назначался государством, причем в степени достаточной для нормальной человеческой жизни. И главное, что вышеприведенные условия касались всех, никто не был зависим от кого-то либо, уважаемыми были все профессии и люди любого достатка.

Фото взято для иллюстрации из Яндекс Картинки
Фото взято для иллюстрации из Яндекс Картинки

Да, мое детство, в части благосостояния, отличалось от детства которое было у Владислава Крапивина, но в целом это было тоже самое детство. Те же не слишком ухоженные дворы, так же никто из нас выбегающих во двор не замечал в чем одет сам и в чем одеты сверстники, делились друг с другом и корочкой хлеба натертой чесноком, и коржиком, и конфетами, и велосипедом, у кого он был.

Летом вся жизнь проходила на улице. Дом наш был был бывшей купеческой постройкой, с толстыми стенами, из полуметровых пиленных блоков песчаника. В нем было три квартиры без удобств (газ появился только в 1965г) и маленький продуктовый магазинчик. Двор был общий, магазина и всех хозяев квартир. Во дворе были маленькие огородики на каждую квартиру и ветхие деревянные сарайчики у каждого. Огороды поливали по вечерам, принося воду из колонки, после дневной жары, после полива воздух благоухал запахом зеленой травы и цветов. В те времена было огромное количество бабочек, стрекоз, божьих коровок. Во дворе было полно заброшенных мест заросших бурьяном, который нам пацанам достигал до плеч. Когда наступала темнота, двор превращался в таинственное, загадочное место, где мы гоняли до позднего вечера, сочиняли страшные истории. А днем купались в реке, забирались в старые пыльные сараи, где удивительно смешивались запахи краски, машинного масла, вяленной рыбы и квашенной капусты. Пробирались по крыше на чердак, где однажды нашли учебник арифметики царских времен. Там большинство задач начинались со слов "купец купил", "купец продал", кстати задачи были довольно трудные. Забирались в полузасыпанный подвал купеческого дома. Во дворе было большое количество магазинной пустой тары - деревянных ящиков. Внутри штабелей этих ящиков мы создавали свои свободные пространства не видимые со двора. Закупались газировкой и сухим киселем и пировали. До 1965 года у нас в городе не было телевидения и зимними вечерами мы слушали детские передачи по радио, читали книги, играли в настольные игры. Вся наша ребячья жизнь способствовала развитию воображения. Эти фантазии хорошо дополнялись и развивались хорошими книгами. Чтение книг это не кино, читая книгу приходится самому воображать все детали событий происходящих в описании, в кино за тебя это уже сделали режиссеры и операторы.

Фотография двора. Взята для иллюстрации из Яндекс Картинки
Фотография двора. Взята для иллюстрации из Яндекс Картинки

В СССР 60-70 годов очень популярна была фантастика. Особенно ценились произведения в которых автор сумел создать свой особенный мир. В стране еще не был известен Дж.Р.Р.Толкиен, хотя в 1976 году и вышла его книга "Хоббит, или Туда и обратно", но были другие книги, о выдуманных волшебных странах, сначала "Золотой ключик или приключения Буратино" А.Толстого и "Приключения Чиполлино" коммуниста Джанни Родари, "Волшебник Изумрудного города" А.Волкова с его Волшебной страной, Н.Носов "Приключения Незнайки и его друзей" со своими Цветочным и Солнечным городами, затем Аркадий Гайдар и Александр Грин со своим Зурбаганом (кстати в Крыму происходит и действие многих книг В.Крапивина). Владислав Крапивин создал в своих книгах неповторимые миры для детей находящих на пороге перехода от детства к юности. Хотя честно сказать его книги интересно читать в любом возрасте, его произведения 60-70х годов также интересны как и его книги 80-90х, а ведь за это время выросли несколько поколений.

Писатель Владислав Крапивин. Фото взято для иллюстрации из Яндекс Картинки
Писатель Владислав Крапивин. Фото взято для иллюстрации из Яндекс Картинки

Главное то, что ты есть на свете... Я вспоминаю тебя, и мне хорошо. Живи, смейся и никогда ничего не бойся...

Из книги В. Крапивина: "Баркентина с именем звезды"