Найти тему

Глазами фотографа Плотникова. МАКСИМ ДУНАЕВСКИЙ: "Сегодняшний день самый плохой в истории музыки"

Максим Дунаевский с Наумом Олевым. Съёмка для оформления грампластинки  с музыкой из фильма "Мэри Поппинс"
Максим Дунаевский с Наумом Олевым. Съёмка для оформления грампластинки с музыкой из фильма "Мэри Поппинс"

Советский и российский композитор МАКСИМ ДУНАЕВСКИЙ родился 15 января 1945 года в Москве.

Отрывки из интервью к 75-летию:

О современных артистах в музыке

"Артисты чаще всего страдают от отсутствия вкуса. Мне кажется, что Лепс принадлежит к тем людям, которые каким-то образом имеют этот нюх — вот эту песню, вот эту надо взять. Он может любую сделать своей особенной, потому что у него есть свои стилистические такие особенности голосовые, любую песню можно под эти особенности сделать. Он подыскивает по смыслу, содержанию, которые становятся сразу интересными, которые "забирают" людей. Не всех, конечно. Наверно, невозможно в концерте спеть 20 песен, чтобы они все были одинаковые.

Если бы, конечно, побольше старания, удачи, международного старания продюсерского, я думаю, что Лепс на международном уровне мог очень прыгнуть высоко. Показал пример с "Тату", что какие-то старания приводят к успеху. Хорошие песни — ничего не скажешь. Хорошие стихи легкопереводимые, а чаще всего певшиеся на том же русском языке.

Нам говорят: "Да нет, надо петь только на английском". Ни черта подобного, на русском пели "Нас не догонишь". Все: японцы пели, китайцы пели, американцы пели. Я сам присутствовал на хоккейном матче в Лос-Анджелесе, огромная арена, тысяч 40 человек, наверно, огромная хоккейная арена. А в паузах звучала музыка "Тату". Вот это уже, считай, признание. В Америке, в Лос-Анджелесе. Значит, можно, причем вы понимаете, что это не выдающиеся исполнители совершенно.

Попадание и старание. Ну а уж с такими особенностями интересными, как у Лепса, я считаю, что вполне он мог, вполне мог."

Об академической музыке

"Сегодняшний день, наверно, самый плохой в истории музыки: полностью отказались от мелодии, почему-то решив, что она не нужна, нужно все остальное — флер, настроение, инструменты, всевозможные технические ухищрения, замена музыки звуками и так далее и так далее. То есть музыка превратилась в поток звуков. Иногда приятных для слуха, чаще всего — неприятных.

По моему глубочайшему убеждению, все творческие стили всех гениальных композиторов определяет только одно: яркость и самобытность мелодического материала. От добаховского периода до сегодняшнего дня.

Я сейчас с тоской смотрю на выпускников консерватории и других вузов. У них не преподают сегодня большие имена. Студентам нужны имена для того, чтобы впитать эту необычную энергетику, которая сопровождает этих людей.

У нас были преподаватели с большими именами — Альфред Шнитке, Николай Раков, Тихон Хренников, Андрей Эшпай...

В чем заключается занятие этих людей? В том, что они просто с тобой общаются. Это самое главное. Да, инструментовке учат, полифонии учат, но это техника. И во время общения с такими людьми, как Эшпай, как Хренников, Дмитрий Кабалевский, ты впитываешь их необычайную роль на этой земле. Они тебе эту энергетику посылают. А не то, что они говорят — это хорошо, это не очень удачно, вот здесь переделай, пожалуйста. Это и рядовой преподаватель может.

Самое главное — в беседах, рассказах. Кабалевский на занятиях открывал джазовые ноты, например, Дэйва Брубека — кумира того времени. Это было очень интересно, он разбирал эти ноты с точки зрения академической музыки. Это не могло пройти просто так, мы впитывали это все. Представьте себе, я до сих пор помню, как я с ним не соглашался. Он говорит: "Ну посмотрите, вот что пишет [Николай] Мясковский, вот в такой последовательности гармонической, а вот что здесь! Но это же гораздо примитивнее", — говорил он хитро, заставляя нас спорить.

И в этот спор вступали, говорили, что нельзя джаз судить по оперным законам и так далее.

Почему сегодня не преподают ни Александр Журбин, ни Геннадий Гладков? Мы уже стареем, через несколько лет мы ничего преподавать уже не сможем. Почему нас не привлекают? Этому я крайне удивлен.

Результат налицо — нет индивидуальностей. Им не от кого родиться. Надо же, чтобы были родители. Сейчас у нас происходит разрыв времен, нет передачи эстафеты, которая происходила всегда. Когда наступил перелом в 90-х годах, перестало это происходить. И мы сегодня имеем пустыню буквально. Я не могу сказать, что их нет, они есть — я их не знаю." Источник: https://tass.ru/interviews/7517847

-2

Увидеть рассказ Дунаевского о работе над музыкой к фильму «Д'Артаньян и три мушкетёра» можно в новом пятисерийном документальном фильме на моём канале здесь, жмите.

Рассказ и портрет другого известнейшего композитора нашего кино - ЭДУАРДА АРТЕМЬЕВА здесь, под синими буквами.

Не забывайте ставить лайки, комментировать, соблюдая приличия, и подписываться на канал, если не хотите пропустить новые фотографии Мастера и истории от Екатерины Т.

Фотоальбомы и книгу воспоминаний Валерия Плотникова "Времена оттепели прошли" можно приобрести в магазинах Москвы и в интернет-магазинах: https://ast.ru/book/vremena-ottepeli-proshli-839056/