16,5K подписчиков

Русская Снегурочка: истоки образа и воплощение (сказка, опера, кино)

127 прочитали

Напрасно молят, стонут, мечутся,

Напрасно рвут кольцо личин,

Пока двурогий жемчуг месяца

Еще в пролетах различим.

Вот над домами, льдами, тундрами

Все жидкой тьмою залито…

О, исходящая из сумрака!

Кто ты, Гасительница? кто?

Даниил Андреев. Велга. 1945

Кадр из фильма «Ледяная внучка». Источник: афища.ру
Кадр из фильма «Ледяная внучка». Источник: афища.ру

В суровом 1937 году на главной новогодней елке страны Советов к вернувшемуся годом ранее Деду Морозу присоединилась маленькая девочка по имени Снегурочка, которая была объявлена его внучкой. С тех пор эта пара практически неразлучна. Если образ Деда Мороза с течением времени оставался неизменным, то Снегурочка подросла и превратилась в красивую девушку. С тех пор она в кокошнике и шубе выступает посредником между детьми и Дедом Морозом: помогает ему дарить подарки детям, зажигать елочку и т.д. А кем она была раньше?

Обложка сказки «Снегурочка». 1916 год. Источник:  Wikimedia Commons
Обложка сказки «Снегурочка». 1916 год. Источник:  Wikimedia Commons

Появление Снегурочки и советская метаморфоза.

Впервые сказка о Снегурочке была опубликована А.Н. Афанасьевым в 1869 году во втором томе «Поэтических воззрений славян на природу». По сюжету сказки старик со старухой лепят девочку из снега, затем она оживает, но летом идет с подругами в лес и тает.

В 1873 году великий русский драматург А.Н. Островский (1823 – 1886 гг.) вдохновившись сказкой, обработанной Афанасьевым, написал пьесу «Снегурочка». В этой языческой мистерии действие происходит в царстве мифических берендеев, где живет Снегурочка – дочь Деда Мороза и Весны, из-за которой они постоянно спорят: отец хочет, чтобы та оставалась жить в лесу, а мать желает отправить ее к людям.

Царь Берендей, в свою очередь, стремится умилостивить солнечного бога Ярило и принести своеобразную жертву: переженить всех парней и девушек, но они перессорились из-за красоты и недоступности Снегурочки. Любовные перипетии Снегурочки, ее подруги Купавы, жениха последней Мизгиря и пастуха Леля закономерно приводят к тому, что Ярило принимает жертву (Снегурочка тает, а Мизгирь топится) и дарует берендеям урожай.

Снегурочка и Лель. Эскизы костюмов и декораций, выполненных Виктором Васнецовым к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Источник: Wikimedia Commons
Снегурочка и Лель. Эскизы костюмов и декораций, выполненных Виктором Васнецовым к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Источник: Wikimedia Commons

В 1881 году великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков сочинил оперу «Снегурочка». Первое знакомство с пьесой Островского не впечатлило Римского-Корсакова, но, перечитав ее снова зимой 1880 года, композитор написал оперу: «Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу»1. Опера была и остается необычайно популярной и неоднократно ставилась на театральных подмостках всего мира.

Снегурочка Островского и Римского-Корсакова – мифологическое существо, дочь Деда Мороза, которая выбрала любовь и жизнь среди смертных, за что и поплатилась. От нее происходит образ современной Снегурочки.

Дед Мороз и внучка Снегурочка на рождественской дореволюционной открытке. Источник: liveinternet.ru
Дед Мороз и внучка Снегурочка на рождественской дореволюционной открытке. Источник: liveinternet.ru

В сценариях празднования Рождества и Нового года данный персонаж появился в конце XIX века, но там девочки просто наряжались Снегурочками (как сейчас снежинками) и разыгрывались эпизоды из пьесы Островского.

С 1937 года и позднее Снегурочка – это девочка, внучка (а не дочь) Деда Мороза. Значительно повзрослела она уже во второй половине ХХ века, вероятно, в результате появления традиции парных поздравлений на дому. Деды Морозы – актеры-студенты и невостребованные выпускники театральных ВУЗов могли работать хоть до утра, а вот девочки-снегурочки так делать по объективным причинам не могли, тогда их сменили девушки – такие же, актрисы-студентки. Этот «обычай» прижился: сейчас, как правило, внучка Деда Мороза – молодая девушка в кокошнике и шубе.

Родина и истоки образа.

В качестве родины Снегурочки была выбрана Кострома – город, недалеко от которого Островский придумывал берендеево царство. Там ежегодно выбирают юных Снегурочек в пяти номинациях, а главную победительницу награждают путевкой в Великий Устюг к Деду Морозу.

Памятник Снегурочке в Костроме. Источник: selyanka1.livejournal.com
Памятник Снегурочке в Костроме. Источник: selyanka1.livejournal.com

Интересно, что Кострома – это не только город в России, но и сезонный весенне-летний ритуальный персонаж в русской традиционной культуре. В русских обрядах «проводов Весны» Кострома — молодая девушка, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, сопровождаемая хороводом. Основная часть обряда – «похороны Костромы»: соломенное чучело, олицетворявшее Кострому, сжигали либо хоронили, разрывали на части с обрядовым оплакиванием и пением ритуальных песен.

Кострома. Художник Андрей Клименко.
Кострома. Художник Андрей Клименко.

Ритуал по приношению весенней Костромы в жертву Солнечному богу2 производился в конце мая – начале июня. В дохристианское время в этот период, вероятно, праздновалась смена Времен года: Лето приходило на смену Весне. После принятия Христианства стали праздновать Петровское заговенье, но сохранились и народные названия этого периода: Русальное или Ярилино время.

Конечно же, Островский, живший и работавший в имении Щелыково в 120 км от Костромы, общался с тамошними крестьянами и не мог не знать о «костромских обрядах», элементы которых включил в пьесу «Снегурочка».

Как народная Кострома, которая предназначалась в жертву Солнечному богу (вернее его весенне-летней ипостаси – Ярило), превратилась в дочь его противника Деда Мороза – Снегурочку (то есть сделанную из снега) понятно: эти образы соединил Островский. Но как Снегурочка из мифологического существа весенне-летних церемоний превратилась в спутницу Деда Мороза во время зимней мистерии? Как будто в пьесе Островского Снегурочка послушала отца и не пошла к людям, а осталась жить в лесу. Или она после того, как будучи девушкой, растаяла летом, снова возродилась зимой в образе маленькой девочки? Полгода с зимнего до летнего солнцестояния Снегурочка живет с людьми, а вторую половину года в лесу с Дедом Морозом.

Карачун и «Снегурочка». Источник: Аниме Amino
Карачун и «Снегурочка». Источник: Аниме Amino

С ответом на этот вопрос поможет народная версия сказки, которая была записана в 1948 году советским фольклористом Э.В. Померанцевой. Слепленная из снега Снегурушка отправляется в лес за ягодами, где собственные подруги убивают ее из зависти к красоте и закапывают под кустом. Позднее из прутика с могилы Снегурушки делают дудочку, которая, когда на ней кто-нибудь играет, рассказывает о том, что подружки убили Снегурушку. Когда дудочка попадает в руки одной из этих подружек, та отказывается на ней играть и бросает её на землю, дудочка разбивается и из неё появляется живая Снегурушка. Подружек же отправляют «в лес зверям на съеденье».

В этой народной, нелитературной версии Снегурушку убивают (приносят в жертву?) в лесу, потому что она сказочно красива. Однако с помощью магии игры на дудочке, сделанной из прута с ее могилы, Снегурушка возрождается, а ее «человеческие подружки» ритуально убиваются. То есть, реконструируется образ умертвляемого и воскрешаемого женского мифического существа.

Современное прочтение образа Снегурочки. Источник: deviantart.com
Современное прочтение образа Снегурочки. Источник: deviantart.com

Данный образ можно дополнить персонажами сказки «Морозко»3: по сюжету Морозко спасает (согревает) и награждает прилежную девушку – дочь старика, но прогоняет, одаривая ненужными вещами, дочь мачехи. Отведение хорошей девушки в лес на верную смерть объясняется кознями злой мачехи, которая не может выдать свою дочь замуж.

Мотивация поступка теряется из-за литературной адаптации народной сказки для детей. Хотя изначально лучшая девушка предназначалась в жертву Зимнему божеству (Морозко), который принимал ее (замораживал) и только любовь юноши возвращала ее к жизни.

Возможно ранее выбирали лучшую девушку и отводили ее в зимний лес, чтобы она замерзла, то есть Зимнее божество принимало жертву и, проявляя свою благосклонность, покрывало зерновые побеги снегом, тем самым сберегало их и даровало хороший урожай.

Иллюстрация к «Евгению Онегину». Художник: Лидия Тимошенко.
Иллюстрация к «Евгению Онегину». Художник: Лидия Тимошенко.

Девушка становилась Снегурочкой и попадала в свиту Деда Мороза, а позднее весною или летом она таяла и возвращалась в мир людей. Возможно, ранее существовал целый ряд зимних существ, которые помогали Зимнему божеству в его функциях по награждению и наказанию людей. Снегурки как случайно или намеренно замерзшие девушки, подобно русалкам – существам, связанным с летним жертвоприношением (или случайной смертью, например, утоплением) могли вредить или помогать людям.

Зимний царь и царевна. Художник Рут Сандерсон.
Зимний царь и царевна. Художник Рут Сандерсон.

Интересно, что выборы лучшей девушки для Зимнего божества сохранились, конечно, в сильно христианизированном виде у наших северных соседей в Финляндии и Швеции. 13 декабря там празднуется День Святой Люсии, во время которого проходит церемония выборов и коронации девушки Люсии. Девушку наряжают в белое платье и надевают венок из горящих свечей, после чего проводится торжественное карнавальное шествие ряженых детей.

Дева снегов. 2003 год. Художник Виктор Корольков.
Дева снегов. 2003 год. Художник Виктор Корольков.

Этот обычай пришел из Германии, где в XVI—XVII веках в результате запрета культа святых и особенно Святого Николая, на Рождество появилась идея заменить доброго старика на младенца Иисуса, которого изображала девочка в белом платье. Маленькая девочка в белом платье будучи «ребенком Реформации» одновременно восстанавливала древний обычай выбора ребенка для Зимнего божества, хоть и без жертвоприношения последнего.

Зимушка-зима. Художник Андрей Клименко.
Зимушка-зима. Художник Андрей Клименко.

У хорватов в День Святой Люсии принято дарить подарки: послушные дети получают конфеты, а непослушные – угли. Кое-где ряженая в белое «баба Луца» (хорв. baba Luca) носила горячие угли, чтобы обжечь пальцы непослушным детям, и особенно любила наказать девушек, которые ещё не научились ткать. Получается, что Люсия обладала всеми функциями Деда Мороза – награждала хороших детей и карала плохих.

Киновоплощение Снегурки. Снегурочке в отличие от Деда Мороза повезло с экранными воплощениями. Все они так или иначе наследуют сюжету Островского, но есть фильм, выбивающийся из канона.

В 1980 году на экраны вышла необычная история о Снегурочке – «Ледяная внучка» (в немецкой переводе, «Ледяная фея» (Die Eisfee) режиссер Борис Рыцарев).

Любаша и Снегурочка: человек и божество. Кадры из фильма «Ледяная внучка». Источник: liveinternet.ru
Любаша и Снегурочка: человек и божество. Кадры из фильма «Ледяная внучка». Источник: liveinternet.ru

По сюжету Снегурка – мифологическое невидимое существо из свиты Царя зимы – влюбляется в гончара по имени Гридя. Она перевоплощается в девушку по имени Любаша и становится внучкой у престарелой бездетной супружеской пары.

Гридя тоже влюбляется в нее, но местный князь, который похищает Любашу, не неволит ее, а пытается уговорить. Коварный князь убеждает гончара, что Любаша выбрала богатство (приняла одежду, значит согласилась стать княжной) и забыла про него. Одновременно князь объясняет Любаше, что Гридя больше не любит ее. Почувствовав себя обманутой Любаша превращается назад в Снегурку и принимается карать всех без разбора подобно героине Николь Кидман из фильма «Догвиль».

Полет Снегурочки. Кадр из фильма «Ледяная внучка». Источник: kino-teatr.ru
Полет Снегурочки. Кадр из фильма «Ледяная внучка». Источник: kino-teatr.ru

Первым она замораживает коварного князя, а затем подвернувшуюся под руку мать с двумя детьми. Причем в начале фильма эта мама «загоняла» детей домой с улицы, пугая их: «Снегурки прилетят и заморозят».

Все это происходит под музыку Чайковского, но не ту, которую он написал для пьесы Островского, а «Фантазия «Франческа да Римини», основанной на «адской песни» о трагической любви Данте из «Божественной комедии».

Под конец Борис Рыцарев вспомнил, что снимает детскую сказку, поэтому гончар Гридя обнимает ледяную фею Снегурку и она превращается в человека. По весне оттаяли и жители городка, которых заморозила Снегурка.

Хоровод. Кадр из фильма «Ледяная внучка». Источник: i.mycdn.me
Хоровод. Кадр из фильма «Ледяная внучка». Источник: i.mycdn.me

Фильм полон фольклорных деталей4: деревянные дома простых жителей чисты и просторны, украшены узорами в стиле Мезенской росписи, несмотря на то, что Гридя был крещён (о чем свидетельствует нательный крест), когда он заболел, то его окуривают травами и читают заговор, показаны хороводы, звучат заклички весны и т.д.

Досадно, что «Ледяную внучку» редко показывают по телевидению и развитие данного образа Снегурки не получило продолжения. Ведь Снегурки показаны существами из свиты Зимнего царя, которые могут жить среди людей и среди зверей в лесу, могут намертво заморозить или наградить, в зависимости от ситуации.

Автор: В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic

Примечания:

1 Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни // Полное собрание сочинений: Литературные произведения и переписка. Т. 1. М., 1955. С. 131.

2 В данном случае, речь идет о замене реальной человеческой жертвы на чучело из соломы.

3 Подробнее об этом см. в https://zen.yandex.ru/media/id/5dc69465c7891f51f5fb5143/rossiiskii-ded-moroz-rodina-kollegi-istoki-o...

4 Несмотря на явные славянские параллели сюжетно фильм парадоксально похож на японскую легенду о снежной женщине (Юки-онна). Это существо описывается красивой совершенно белой, почти прозрачной, как будто изо льда, девушкой. Юки-онна убивает снежной ночью одного лесоруба, а другого отпускает, беря с него слово никому не рассказывать о происшествии.

Через год лесоруб встречает в том же месте красивую девушку, женится на ней, и она рожает ему десять детей с белоснежной кожей. Семейное счастье заканчивается, когда муж рассказал жене о явлении Снежной девушки. Нарушив клятву, муж лишается жены, которая вновь превращается в Снежную девушку и улетает через дымовое отверстие.

Данная легенда была экранизирована в Японии в 1964 году («Кайдан» (режиссер Масаки Кобаяси) и в 1968 году («Легенда о снежной женщине» (Kaidan yukijorô), режиссер Токудзо Танака), но неизвестно был ли с ними знаком Борис Рыцарев или кто-то из его постановочной группы.