Найти тему
Паисий Святогорец

Исповедь и/или психотерапия. Мнение протопресвитера Константина Стратигопулоса. Часть 1

Приснопамятный протопресвитер Константин Стратигопулос (1946-2018)
Приснопамятный протопресвитер Константин Стратигопулос (1946-2018)

Предлагаем вашему вниманию первую часть лекции протопресвитера Константина Стратигопулоса «Исповедь и/или психотерапия», прочитанную в Афинах в 2003 году. Будет 10-12 частей, подписывайтесь внизу, чтобы не пропустить⬇⬇⬇

Сегодня, друзья, нам предстоит разговор на крайне актуальную и весьма щепетильную тему. Давайте постараемся быть особо внимательными, поскольку некорректное сравнение исповеди и психотерапии может привести к путанице и даже ненужным разногласиям, раздорам.

Вообще, тема «Исповедь-психотерапия» очень объёмна, а времени у меня не так много. Поэтому сегодня я постараюсь, насколько смогу просто и ясно, изложить вашей любви, в отведённое мне время базовые знания об этих высоких материях, чтобы у вас была какая-то основа для их дальнейшего понимания и осмысления.

Моя лекция будет состоять из следующих частей: 1) что такое восприятие? 2) что такое психиатрия? 3) что такое психология? 4) что такое психотерапия? 5) определение души в психотерапии 6) определение души отцами Церкви 7) три важных богословско-антропологических понятия в связи с психотерапией 8) психотерапевтические методики 9) как исцеляется наше «я» согласно Святому Максиму исповеднику 10) что значит «ненавидящий душу свою ради Меня и Евангелия спасёт её» и 11) приемлемы ли Таинством техники и методики.

Самый первый вопрос: какова цель сегодняшнего сравнения психотерапии и исповеди? Я бы сказал так: цель в прояснении смыслов как одного, так и другого понятия. В определении точной терминологии наша цель. Что значит «исповедь» и что значит «психотерапия»?

И вторая — очень важная и актуальная для нашей Церкви цель — избежать ошибок в восприятии рассматриваемых сегодня понятий.

Что же такое восприятие?

Вы знаете, что наша Церковь, вступая в любое пространство с целями пастырскими или миссионерскими, воспринимает, в большей или меньшей степени, части тех или иных, принадлежащих этому пространству культур.

Протопресвитер Константин Стратигопулос, 2003, Афины
Протопресвитер Константин Стратигопулос, 2003, Афины

Церковь воспринимает «плоть» пространства и, восприняв её, внутри этой «плоти», через неё возвещает о любви Бога.

Сам Христос восприял человеческую плоть, человеческую природу. Поэтому вопрос восприятия — очень актуальный вопрос. Что же именно, какую именно «плоть» мы воспринимаем?

Мы воспринимаем то, что будет освящено. Посмотрите: Христос восприял природу человека. Но при этом Христос не восприял греха человеческой природы.

Так можем ли мы восприять в Церковь что-то из пространства культуры психотерапевтических техник? Или вообще ничего из этой области — из новых для нас психологических техник, которые переживают сейчас бурное развитие, брать нам категорически нельзя?

Хочу, с самого начала, сделать важное признание. Я уверен, что специалисты, занимающиеся подобными техниками, в частности психотерапией, имеют добрую отправную точку и благородную цель. Они однозначно не преследуют плохих целей. Эти специалисты хотят помочь современному уставшему и искалеченному душой человеку. Ещё раз: в этом никто не сомневается. Психотерапия это попытка помочь людям. Но вопрос не в том, какая стоит цель, а в том каким образом можно действительно помочь человеку.

Что же, потихоньку давайте начнём разбираться в терминологии? Самые известные термины, из тех, которыми мы будем сегодня оперировать это психиатрия, психология и психотерапия. Эти три понятия отличаются между собой, сейчас я расскажу чем именно, чтобы христиане не смешивали эти понятия.

Протопресвитер Константин Стратигопулос (1946-2018). Родился в Константинополе. Закончил экономический и богословский факультет Афинского университета, параллельно три года учился на медицинском факультете, затем в аспирантуре в Гейдельбергском университете в Германии, был научным сотрудником профессора макроэкономики Боулза и научным ассистентом профессора Стергиотиса на кафедре математики. Духовное чадо Святого Порфирия Кавсокаливита и после его кончины в 1991 году - других афонских старцев. Священник и миссионер с 1982 года.

Продолжение следует, в следующий раз будет дано христианское определение психиатрии. Подписывайтесь, чтобы не пропустить. Если вам есть что сказать на тему «Исповедь и/или психотерапия», добро пожаловать к нам в комментарии⬇, нам очень интересно ваше мнение.

Продолжение: Исповедь и/или психотерапия. Мнение протопресвитера Константина Стратигопулоса. Часть 2. Что такое психиатрия?

©Издательство «Орфограф», 2020