1 подписчик

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

«Ариэтти из страны лилипутов» (2010)
«Ариэтти из страны лилипутов» — режиссёрский дебют Хиромасы Ёнэбаяси, который раньше работал аниматором ключевых кадров при создании, например, «Унесённых...

«Ариэтти из страны лилипутов» (2010)

«Ариэтти из страны лилипутов» — режиссёрский дебют Хиромасы Ёнэбаяси, который раньше работал аниматором ключевых кадров при создании, например, «Унесённых призраками», «Ходячего замка» и других аниме. И первая попытка определённо удалась: картина может занять место рядом с классикой Миядзаки. Тем более, тот тоже поучаствовал в создании — написал сценарий по мотивам детских книг Мэри Нортон.

В аниме рассказывается о маленьких человечках, «добывайках». Они живут по соседству с обычными людьми и иногда воруют у них вещи, чтобы использовать в своём быту. Своё существование коротышки хранят в тайне, однако девочка Ариэтти нарушает запрет и знакомится с мальчиком, который в разы её больше.

«Ариэтти из страны лилипутов» (2010)
«Ариэтти из страны лилипутов» — режиссёрский дебют Хиромасы Ёнэбаяси, который раньше работал аниматором ключевых кадров при создании, например, «Унесённых...-2

Главное достоинство «Ариэтти» — это невероятная красота картинки и потрясающая детализация. Каждая травинка, каждый цветок, каждый предмет играют всеми красками и переливаются на свету. Относительно коротышек человеческие вещи — очень большие, и это позволяет посмотреть на обычные предметы совсем под другим углом, увидеть то, чего мы раньше не замечали.

«Ариэтти» — это трогательная и уютная сказка. При этом она не слишком приторная, в ней хватает и грустных моментов. А в качестве завершающего штриха — отличный саундтрек от французской певицы и композитора Сесиль Корбель.

«Многоцветье» (2010)

«Многоцветье» — это одно из тех аниме, мир в котором показан не через «розовые очки». Главный герой, некая Душа, умер, совершив грех, но у него есть второй шанс. Он может вселиться в тело японского подростка-самоубийцы — это поможет грешнику многое переосмыслить. А вот достойна ли его душа перерождения — определит время.

Аниме сначала кажется очень упадническим и реалистичным: здесь и самоубийство, и измены родителей, и история школьницы, встречающейся со взрослым мужчиной за деньги, и насилие. В общем, приятного мало — ни главный герой, не окружающий мир симпатии не вызывают.

«Ариэтти из страны лилипутов» (2010)
«Ариэтти из страны лилипутов» — режиссёрский дебют Хиромасы Ёнэбаяси, который раньше работал аниматором ключевых кадров при создании, например, «Унесённых...-3

Главная задача картины — показать, что неидеальный мир всё равно прекрасен. Нужно уметь ценить жизнь, видеть не только тёмные цвета, но и всю гамму оттенков, тогда взору откроется настоящее многоцветье. О плохих вещах здесь не умалчивают, а говорят смело — и потому история так захватывает.

«Многоцветье» подойдёт тем, кто устал от наивных сюжетов и не боится немного «загрузиться» и подумать над непростыми темами. Но если вы заранее «отметаете» аниме из-за его мрачности — не делайте поспешных выводов. Путь главного героя, конечно, извилистый, но это всё равно дорога к свету.

«Со склонов Кокурико» (2011)

Совместная работа Горо и Хаяо Миядзаки (сын выступил в качестве режиссёра, а отец — сценариста) рассказывает о японской молодёжи середины прошлого века.

Действие происходит в Йокогаме в 1963 году. Главная героиня Уми по жизни очень активна: дома следит за хозяйством, а в школе вместе с единомышленниками борется за спасение разрушающегося дома, в котором находятся различные секции. Да и любовь, как это часто бывает, тоже волнует девушку.

«Ариэтти из страны лилипутов» (2010)
«Ариэтти из страны лилипутов» — режиссёрский дебют Хиромасы Ёнэбаяси, который раньше работал аниматором ключевых кадров при создании, например, «Унесённых...-4

Фильм пропитан ностальгией, надеждой на светлое будущее и верой в то, что всё в наших руках. Школьники в фильме — оптимисты и энтузиасты, которым не безразлична судьба их страны. Несмотря на то, что аниме рассказывает о японских людях, живущих в определённый период, проникнуться настроением картины может каждый. Её мечтательность, светлая грусть и та наивность, которой порой не хватает в жизни, создают уникальную атмосферу — фильм понятен вне места и времени. Обаяния также добавляют уютный быт и красота природы — фирменные приёмы студии Ghibli.

Несмотря на достаточно простой сюжет и рассказ об эпохе, далёкой от большинства зрителей, «Со склонов Кокурико» трогает тем, как передает волшебство обычной жизни — безо всякой магии.

«Письмо для Момо» (2011)

«Письмо для Момо» — это добрая и неспешная история о том, как девочка, недавно потерявшая отца и переехавшая из Токио в глубинку, подружилась с духами, которых никто, кроме неё, не видит. Несмотря на отсутствие особых сюжетных поворотов и неяркие краски, картина подкупает своей атмосферой.

«Ариэтти из страны лилипутов» (2010)
«Ариэтти из страны лилипутов» — режиссёрский дебют Хиромасы Ёнэбаяси, который раньше работал аниматором ключевых кадров при создании, например, «Унесённых...-5

Здесь меньше красоты и сказочности, чем в работах Миядзаки, но есть какое-то непередаваемое тепло. Живописная природа, забавные выходки трёх совсем нестрашных ёкаев — и вот жизнь Момо вдали от цивилизации уже не так ужасна. Более того, все эти события помогают девочке не только примириться со смертью отца, но и найти общий язык с близкими.

«Волчьи дети Амэ и Юки» (2012)

Фильм Мамору Хосоды («Девочка, покорившая время», «Летние войны»), несмотря на фантастическую завязку, ставит во главу угла вполне реальные проблемы, с которыми можно столкнуться в повседневной жизни. Здесь идёт речь и о трудностях материнства, попытках вписаться в общественные устои, важности выбора и самоидентификации.

По сюжету, главная героиня, студентка Хана, встречается с юношей, который может превращаться в волка. Девушку совсем не смущает, что её парень — не такой, как все. У пары рождаются двое детей, унаследовавших способности отца. Амэ и Юки постоянно меняют облик, поэтому воспитывать их нелегко: Хана даже не может показать ребят врачу.

«Ариэтти из страны лилипутов» (2010)
«Ариэтти из страны лилипутов» — режиссёрский дебют Хиромасы Ёнэбаяси, который раньше работал аниматором ключевых кадров при создании, например, «Унесённых...-6

Ещё труднее становится, когда отец погибает в результате несчастного случая. Однако Хана твёрдо намерена посвятить жизнь своим детям, даже если они станут волчатами. Амэ и Юки — совсем не похожи друг на друга по характеру, поэтому легко догадаться, что и пути они выберут разные.
«Волчьи дети Амэ и Юки» — это, прежде всего, светлая и трогательная история о повседневности. Несмотря на то, что фильм затрагивает немало серьёзных тем, рассказывает он о них с удивительной лёгкостью и даже какой-то наивностью. Жизнеутверждающий настрой главной героини позволяет ей достойно справиться со всеми проблемами: это пример матери, которая готова с радостью пожертвовать всем ради детей, не требуя ничего взамен.

Стоить заметить, что в аниме противопоставляются не столько волчья и человеческая сущности, сколько различия в характерах персонажей. Юки — бойкая и активная, но при этом сильно нуждающаяся в обществе и принятии других людей. Скромный Амэ, который с детства всего боится, оказывается куда более независимым человеком, чем его сестра. С возрастом каждый из ребят раскрывается: и тут удивительно, что «волчья» природа помогает более выразительно передать именно человеческие качества героев.

«Ветер крепчает» (2014)

Работы Хаяо Миядзаки вряд ли вообще нуждаются в представлении: все, кто хоть немного разбирается в аниме, их смотрели. Написано о них тоже предостаточно, но не включить последнюю на данный момент картину маэстро в список просто нельзя.

«Ветер крепчает» — это, возможно, самое грустное, серьёзное и жизненное произведение Миядзаки. В нём рассказывается о японском авиаконструкторе Дзиро Хорикоси, который изобрёл истребители «Зеро», унесшие жизни множества людей во время Второй мировой.

«Ариэтти из страны лилипутов» (2010)
«Ариэтти из страны лилипутов» — режиссёрский дебют Хиромасы Ёнэбаяси, который раньше работал аниматором ключевых кадров при создании, например, «Унесённых...-7

Начало у этой истории жизнеутверждающее: увлечение авиацией, красочные сны, мечты, первые разочарования и новые цели. Фирменное внимание к деталям — быт довоенной Японии, красота природы — как всегда, хочется рассматривать каждый кадр.

Вот только мечтам героя суждено разбиться о суровую реальность, произведению искусства — стать орудием смерти, любви — столкнуться с обречённостью. Но Миядазки очень гармонично совместил жизненные разочарования с волшебством бытия, поэтому от картины на душе легко. В мире нет ничего однозначного, нужно просто жить и делать то, во что ты веришь, каким бы ни был финал.

«Ловцы забытых голосов» (2011), «Сад изящных слов» (2013), «Твоё имя» (2016), «Дитя погоды» (2019)

Работы Макото Синкая — это уже почти отдельный жанр, а потому обсуждать их нужно в связке. Среди его картин нет откровенно неудачных: режиссёр постоянно получает хорошие отзывы как критиков, так и обычных зрителей. Если вы смотрели хотя бы одно его аниме, то знаете, что визитная карточка Синкая — детальный стиль рисунка, идеально передающий красоту окружающего мира, а также сильные эмоции, которые зритель испытывает вместе с героями.

За это десятилетие режиссёр выпустил целых четыре отличных полнометражных картины. Посмотреть можно любую из них, если вы не сделали этого до сих пор. Наиболее известные — «Твоё имя» и «Дитя погоды», почитайте об этих аниме в наших старых материалах.Первая картина стала самым кассовым аниме в мире до 2018 года, а вторую Япония выдвинула на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».