Найти в Дзене

Ещё раз о «русском роке»

Уважаемые подписчики и читатели моего канала! 30 ноября я опубликовал в Яндекс Дзене статью под названием «Почему «русский рок» во-первых, не рок, а во-вторых, не русский». https://zen.yandex.ru/media/id/5c27756041a41d00aa918bdf/pochemu-russkii-rok-vopervyh-ne-rok-a-vovtoryh-ne-russkii-5fc540db37dee85d8589277a3

И поскольку она вызвала определённый интерес и некоторое количество противоположных по содержанию отзывов, то я счёл необходимым прояснить свою позицию по поводу этого столь неоднозначного явления –русского рока. Ну, и, конечно, использовать это как повод послушать несколько песен, на мой взгляд, замечательных.

Прежде всего, в своём первом материале на эту тему я вовсе не хотел сказать, что музыка, о которой я написал, плохая. Напротив, я считаю её настолько интересной и глубокой, что она попросту не укладывается ни в какие рамки стилей и направлений, а представляет собой отдельный стиль, даже, я бы сказал, отдельное музыкальное направление, самобытное и многогранное, для которого просто не нашлось более подходящего названия, чем «русский рок». Главный смысловой посыл моей статьи был вот какой: музыка, которую во всём мире называют rock-n-roll (рок-н-ролл), по сути является танцевальной, развлекательной. Как правило, классические рок-н-рольные стандарты не содержат глубокого смысла и по музыке весьма просты – строятся на трёх, классических же, септ-аккордах: тоника-доминанта-субдоминанта. Поэтому все эти стандарты и написаны на английском языке. Опять же, не хочу сказать, что это плохо, но на английском языке вполне возможно написать текст очень доходчивый и «негрузящий», чтобы людям, которые будут под эту песенку танцевать, не пришлось бы в это время ещё и задумываться над содержанием текста. Петь и думать в одно и тоже время крайне затруднительно... Так вот, в русской музыке просто не сложилось такой традиции – наши песни глубоки по содержанию и сложны по гармонии. Поэтому и песни у нас получаются более содержательными по стихам и более разнообразными по музыке. И прежде всего «виноват» в этом наш великий и могучий язык. А в качестве примера приведу вам образец творчества, пожалуй, одного из наиболее "рок-н-рольных" отечественных музыкальных коллективов – группы "ЧайФ". А песня будет вот эта. Называется она «Кончается век», но многие в просторечии называют её по первой строчке припева – «Не проспать бы»

А теперь, если позволите, «обратный» пример – из, так сказать, классического рок-н-ролла – уж куда более классического! Это главный хит, на мой взгляд, истинного короля рок-н-ролла Джерри Ли Льюиса (Jerry Lee Lewis) – Great Balls Of Fire.

А вот и текст этой песенки – весьма фривольный, надо сказать:

-2

Для тех, кто не владеет английским языком или владеет, но не в такой степени, чтобы знать особенности разговорного английского, да ещё в его американском варианте, сообщаю, что слово balls имеет в этом языке (в британском варианте, кстати, тоже) и ещё одно значение, которое добавляет этой песенке фривольности. Так вот, слово balls, помимо основного значения (шары, шарики), имеет и ещё одно, дополнительное, и не совсем приличное, поскольку означает, прошу прощения, мужские гениталии. То есть, если прочесть это название и заключительную строчку припева с таким смыслом, то получается «Большие огненные @йца», что, кстати, больше соответствует содержанию песни, нежели «Большие огненные шары»... А теперь представьте себе такую песенку на русском языке... Не получается, правда? Нет, на фоне того, что «несёт» современная попса или, скажем, Comedy Club, это просто святая невинность, но мы же с вами сейчас говорим о другой музыке, о настоящей...

Идём дальше. Вот ещё одна мысль, которую я, видимо, не достаточно полно раскрыл в своей первой статье: российские музыканты со временем научились весьма качественно играть на тех музыкальных инструментах, которые входят в состав классической рок-группы: гитарах, клавишных, ударных, – а также добиваться высокого качества звучания своей музыки. Но вот какой парадокс: чем качественнее звучит российская группа и чем лучше играют музыканты, тем менее русской эта музыка становится. А в качестве примера приведу вам одну из песен виртуозного музыканта, известного прежде всего, как бывшего (и, на мой взгляд, лучшего) клавишника группы «Машина времени» Петра Подгородецкого. Песенка, правда, будет из сольного периода его творчества. Она называется «Кофе для одного». Такой блюз, довольно традиционный, правда, в стиле босса-новы...

Вот, согласитесь, звучит всё хоть и на русском языке, но настолько «фирменно», что как-то совсем «не по нашему». И тут я подхожу к главному, не побоюсь этого слова, фундаментальному выводу как из этой статьи, так и из первой о русском роке. На самом деле, все эти деления на «русский рок», «нерусский рок», «хард-рок», «арт-рок» и даже «бард-рок» – от лукавого. Они в большей степени для журналистов и музыкальных критиков. Так вот, музыка, по большому счёту, делится на хорошую и плохую. А в каком она стиле, не так уж и важно. Просто каждый из нас вкладывает в эти понятия свой смысл, поэтому и получается, что разные люди считают хорошей и плохой разную музыку. А напоследок я поставлю вам песню в исполнении её автора, который никогда не считал и не считает себя рок-музыкантом. Но песенка и по музыке вполне себе рок-н-ролл, поскольку написана несомненно духовно свободным человеком. Это Сергей Трофимов, проще говоря, Трофим, а песня – «Ода вольности».

Засим, позвольте откланяться. Всем добра, мира, процветания и здоровья!