Найти тему

В новый год – с новыми законами

В наступившем году россиян ждут изменения сразу в нескольких важных законах. Закончилось действие двух «пандемийных» мораториев, новые законы вступили в силу и в сфере онлайн-платежей, контроля за оборотом наличности, производства молочной продукции, продажи курительных смесей и одноразовых тейпов, прекратит действие мораторий на банкротство по заявлению кредиторов в отношении должников.

Напомним, что механизм внесудебного банкротства заработал в стране с 1 сентября 2020 года, и граждане с долгом в 50−500 тысяч рублей включительно с этого времени могли бесплатно подать в МФЦ соответствующее заявление.

Сейчас речь идет постановлении правительства от 1 октября 2020 года № 1587 «О продлении срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников». Этот документ вступил в силу 7 октября 2020 года, и его действие было рассчитано на три месяца, то есть, до 7 января 2021 года включительно. Право на продление моратория касается организаций и индивидуальных предприниматели, чья деятельность попадает в перечень отраслей, наиболее пострадавших из-за пандемии. Непродление этого моратория означает, что после 7 января – или, во всяком случае, по окончании новогодне-рождественских каникул, - кредиторы смогут приступить к действиям по возвращению долгов.

В декабре Минцифры поддержало предложение дать россиянам возможность подавать заявление на внесудебное банкротство дистанционно, через портал государственных услуг. Предполагалось, что это сократит время оформления банкротства и повысит удобство связанных с этим процедур при включении сведений о внесудебном банкротстве в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

Сразу после каникул истекает и срок программы по возмещению отдыхающим части стоимости туристской услуги, утвержденной постановлением правительства № 1200 от 10 августа 2020 года. Эта льгота касалась только внутреннего туризма, и граждане могли вернуть себе часть денег, затраченных при покупке тура, путевки в санаторий или оплаты проживания в отеле. В зависимости от стоимости поездки, можно было получить до 20 тысяч рублей. По мнению экспертов, эта программа может быть продлена и в 2021 году, поскольку остается необходимость поддержки туристической сферы, оказавшейся в бедственном положении из-за пандемии. Так, с инициативой продления программы выступил Ростуризм. Как отреагирует правительство, пока не ясно: в конце прошедшего года кабинет Мишустина ограничился разрешением переносить купленные по программе кешбэка туры до конца 2021 года. Это вынужденная мера, принятая из-за того, что вторая или третья волна распространения коронавируса может привести к новым ужесточениям карантинного режима, - например, к запрету на поездки.

С 10 января под усиленный контроль государства попала «наличка». Это связано с федеральным законом от 13 июля 2020 года № 208-ФЗ, предусматривающим изменение правил контроля за операциями с наличными деньгами. Так что, компаниям, привыкшим вести «итальянскую» - или двойную – бухгалтерию, придется несладко, проблемы ждут и «теневых» бизнесменов, специализирующихся на «отмывании» денег, и тех, кто финансирует террористические организации. Отныне Росфинмониторинг будет  обращать особое внимание на почтовые переводы на сумму от 100 тысяч рублей и выше, и на снятие таких же сумм со счетов телефонных абонентов. Кроме того, в Росфинмониторинге с 10 января анализируют снятие и начисление в банкоматах более 600 тысяч рублей. Под особый контроль попали и сделки с недвижимым имуществом на сумму от 3 миллионов рублей. Наконец, недремлющее око государства будет внимательно следить за ставками и выигрышами в лотереи, если сумма достигает 600 тысяч рублей и выше. Вся информация о подозрительных сделках будет скапливаться в контрольном ведомстве, а при малейшем подозрении сотрудники Росфинмониторинга будут передавать эту информацию правоохранителям.

Пока контроль будет не тотальным, и не коснется, например, размена банкнот на банкноты другого достоинства, операций по анонимным счетам и переводам, проводимые банками по поручениям клиентов. Зато куда большее внимание контрольные органы будут уделять онлайн-платежам. И это не случайно. По данным «Мир Plat.form», IT-бренда Национальной системы платежных карт, выступающей оператором карт «Мир», уже к  ноябрю прошлого года число оплат товаров и услуг в интернете выросло на 40 процентов, до 32 миллионов в месяц. Рост числа онлайн-платежей заметили и в крупнейших банках. Так, с января по ноябрь 2020 года количество таких платежей в «Ак Барс Банке» выросло на 22 процента, в банке «Открытие» — на 10 процентов, в «Почта Банке» — на 30 процентов, а в банке «Тинькофф» — даже на 80 процентов. Сбербанк, ПСБ и СКБ-Банк отмечают рот онлайн-платежей в полтора раза, в ВТБ — в 1,8 раз, а в ОТП Банке количество онлайн-переводов выросло в четыре раза. По мнению аналитиков, в этом «виновата» прежде всего пандемия, благодаря которой изменилась сама структура способов оплаты, и самый заметный перелом здесь случился во втором квартале 2020 года. В прошедшем году впервые в России доля операций по снятию наличных составила менее 50 процентов, а операции по картам превысили 50 процентов. По опубликованным в ноябре предварительным оценкам Центробанка, доля безналичных платежей в ритейле по итогам 2020 года должна превысить 70 процентов. Неудивительно, что государство стало обращать больше внимания именно на онлайн-платежи, и контроль в этой сфере будет только ужесточаться.

К важным новым документам, вступившим в силу в 2021 году, отнесем и распоряжение

правительства № 806-р, принятое 30 марта 2020 года. Этим распоряжением упорядочена система маркировки отдельных видов молочной продукции. До сих пор это был эксперимент, однако с 20 января в России начинается поэтапный переход к обязательной маркировке всеми участниками молочного рынка, которые должны завершить комплексное тестирование всех процессов, связанных с маркировкой, которая с 1 июня 2021 года станет обязательной для мороженого и сыров. Этот процесс рассчитан на несколько лет, и, по мысли правительства, будет завершен к 1 декабря 2023 года, когда вступит в силу правило об обязательной поштучной «прослеживаемостью» каждой единицы молочной продукции.

Новые ужесточения просматриваются и в правилах торговли устройствами нагревания табака и табачных стиков, утвержденных федеральным законом № 303-ФЗ от 31 июля 2020 года, который вступит в силу с 28 января. С этоо времени запрещается реклама таких устройств, нельзя будет проводить розыгрыши и предоставлять скидки, поскольку такие акции стимулируют желание покупать табачные изделия. Под запретом окажутся  спонсирование или стимуляция продаж никотиносодержащих товаров. Наконец, вэйпы и кальяны нельзя будет применять там, где запрещено курение обычных сигарет. Будет запрещена также розничная торговля никотином или его производными, если концентрация никотина в жидкости или растворе превышает 20 мг/мл. Это означает, что с 28 января будет невозможно легально приобретать курительные жидкости, картриджи для джул, одноразовые вейпы типа HQD и прочие приспособления для курения.

В заключение – коротко об утвержденных Роспотребнадзором и вступивших в силу с 1 января 2021 года новых правилах продажи продуктов в магазинах и на рынках. Судя по этим правилам, текст которых был опубликован еще 22 декабря на интернет-портале правовой информации, торговым сетям и отдельным магазинам теперь будет сложно сбагривать покупателям «просрочку». Так, отныне запрещается продажа продуктов питания с истекшим сроком годности, - такие продукты должны быть изъяты из торгового зала и размещены отдельно. Нельзя продавать и продукцию с признаками микробиологической порчи: позеленевшие клубни картофеля, повторно размороженную и замороженную рыбу или мясо, яйца с загрязненной скорлупой и другими дефектами, утиные и гусиные яйца, а также порезанные арбузы, дыни и прочие бахчевые культуры. И что примечательно: от места продажи до ближайшего туалета должно быть не менее ста метров. По мнению экспертов, новые правила логичны и необходимы, однако есть опасения, что вступление их в силу может побудить торговцев переложить финансовую нагрузку на покупателей. Проще говоря, цены могут вырасти, поскольку реализация новых правил потребует от торговли новых расходов.