Про учителей.
Недавно я был учителем в обычной средней школе. Но уволился. Захотелось написать причины, и вообще про среднее образование. Причины моего увольнения: низкая зарплата (меньше чем у уборщицы и тем более дворника), сложная конфликтная работа, прессинг руководства. Зарплата в прошлом учебном году у меня была 42 тысячи рублей (полторы ставки), это немного для г. Владивостока, где мой знакомый дворник узбек-нелегал получает по 10 тыс за каждый дом, и без напряга успевает обслуживать 4 дома. Техничка в поликлинике получает 27 тысяч рублей. В этом учебном году чиновники департамента образования сказали, что мы получаем слишком много (школа не в самом городе, а сельская – это плюс 30%, ну и дальневосточные плюс 30%). Поэтому нам всем з/п понизили, и ограничили перенагрузку, теперь все стали работать на одну ставку. За сентябрь 2020г. я получил 20 тысяч рублей. Потом повысили, и уже за декабрь я получил 24 тысячи рублей. Но все равно меньше чем у уборщицы, и уж тем более чем у дворника. Мой учительский стаж 5 лет, квалификации нет, нагрузка чуть более 100% (одна ставка). Кстати, получение и подтверждение квалификации настолько сложный процесс, что многие учителя просто отказываются от нее. С одной стороны, работа на одну ставку позволяла более тщательно готовиться к урокам, проверять тетради (раньше до поздней ночи), и вообще более спокойно и качественно выполнять свою работу. Но 24 тысячи! На сайте Фарпост вакансии за 24 тысячи – это без образования и без опыта, работа для студентов. У нас город, а не село, где нет никакой работы. Вообще, когда я начинал работать 5 лет назад, надеялся что после повышения зарплат в армии и в полиции, в ближайшие годы очередь дойдет до медиков и учителей. Поэтому буквально впахивал по 2 ставки учителем математики в одной из самых сложных школ г. Владивостока, плюс классное руководство, и получал за это 20 тысяч рублей. Зарплата в 42 тысячи прошлого года меня не очень, но устраивала. Более того, у меня наконец, начало получатся это непростое учительское дело. Дисциплина наладилась, методики отработались и начали приносить результат, наладил контакт с родителями и с детьми. Мне нравилось это дело. И ученики ко мне привыкли, до сих пор уговаривают вернуться. Практически все. Но 24 тысячи в месяц! Меня моя семья просто не поймет, т.к. жена вообще работать не может. К тому же я понял психологию среднего звена, а вот со старшеклассниками возникали конфликты. Мне еще надо было многому учиться, но уже не хотелось. Как у Приморских чиновников вообще возникла мысль, что учителя слишком много зарабатывают, и надо им убавить! Слов нет.
Следующая причина увольнения многих и многих учителей, это излишняя власть родителей над учебным процессом. По статистике, в каждом классе находятся несколько (иногда много таких) родителей, которые все трудности в школе своего ребенка воспринимают как унижение и оскорбление личности их ненаглядного дитяти (любого возраста). И приходит такая Я-ж-мать к директору с воплями щаз всех порву, и заодно пишет в прокуратуру и департамент образования в двух экземплярах не разбираясь, но в огромных количествах. И если директор или завуч не будут на стороне родителей, они сразу слетают с должностей. В одной школе не так давно, когда родители съели хорошего директора, все до одного учителя написали заявления, что с другим работать не будут, и их всех уволили. Доходит до маразма, когда прокурор спрашивает как закончилось такое то, например, дело. Ему пытаются объяснить, что давно все помирились и забыли (прокурору невдомек, что в школе каждый день драки и конфликты). Ответ: нет, дело не закрыто, надо наказать учителя. Директор говорит, хорошо – учителю выговор. Через месяц, а как наказали? Выговора недостаточно. Когда я начинал работать, мне через 2-3 первых месяца моей работы показали пачку бумаги – это жалобы на меня. Причем уже письменные. Были и по делу. Завучи регулярно сидели на моих уроках, учили учить. Но основная масса – некомпетентный бред, и собственное ви́дение учебного процесса. Про это много написано, но проблема нерешаемая на данный момент. В результате учителя либо сразу увольняются, либо попадают в больницу с нервным срывом и инфарктами, либо просто читают текст урока в режиме радиоприемника, а на любые попытки родителей или руководства поговорить – игнорируют.
Отдельная причина – отвратительное отношение руководства. Но это скорее общая проблема в России. И в частных структурах, и в государственных. За редким исключением. Хотя, в данном случае, я склонен понимать завучей, зная какой прессинг на них идет от чиновников, и какие последствия могут быть от родителей или учеников. Они как бы между молотом и наковальней. Постоянно балансируют. Но побывав на месте этой самой наковальни, ничего уже понимать не хочу. Просто не хочу. Это личное.
Вообще, работа учителем настолько сложная, что просто странно что так мало платят и так мало ценят окружающие. Каждый день как на вулкане. Да и наглость некоторых детей просто зашкаливает. Не хочу писать что мне довелось испытать, это унизительно, это результат моей слабости и моих первоначальных ошибок, но сейчас это уже привычно и я реагирую на унижения вполне стандартно и достаточно эффективно. В интернете много статей с буллингом учителей, включая дикие случаи. Главная суть, что виновники не понесли никакого наказания. Не считая, конечно, что их снова пожурили и в очередной раз пригрозили всеми карами земными. Особенно это в контрасте с ошибками учителей, которые наказываются и прокуратурой и департаментом крайне жестко. Как правило – увольнением. И в качестве смягчающего подарка – по собственному желанию. В соседней школе все учителя менялись каждые полгода. Сейчас вроде несколько стабилизировалась. И никого такая удручающая статистика увольнений не заинтересовала, ни Министерство образования, ни прокуратуру, ни бдительных родителей, ни профсоюзы, которые не представляют интересы учителей от слова совсем. Огромное количество хороших учителей уходит навсегда из школ по направлению указанному Д.А. Медведевым, и никому не интересны причины этого явления. А ведь это наше будущее. Им достанется эта страна после нас.
Вдогонку к предыдущему абзацу, можно посетовать, что школа напрочь утратила воспитательную функцию. Официальная позиция государства, что воспитывает семья, а школа дает образование, набор услуг. Никаких морально-нравственных качеств не прививается, даже не планируется. С отрицательными борются в рамках «лишь бы на уроках тихо сидели». Вообще, проблем много, но вместо того чтобы их решать, или хотя бы озвучить, внести в повестку дня, реформы создают еще больше новых и худших проблем. Как нарочно.
Иногда складывается впечатление, что всякие Грефы специально разваливают школьное образование, а все кто причастен к этому – с радостью помогают. Как в 90-е годы, когда почти все всё разваливали, воровали, продавали за рубеж все что можно. Виноватыми назначили Ельцина и Горбачева, но вот признать себя виноватым, что тырил люки на дорогах и сдавал в металлолом сложно. Признать что продавал военные корабли за бесценок, уникальные военные технологии – нет, это не предательство, все так делали. Вот и сейчас, те кто участвуют в развале образования никакого раскаяния не чувствуют, а остальные равнодушно наблюдают.
Яркий пример. При проектировании и постройке нового микрорайона Снеговая Падь, запланировано построить 3 школы по 800 учеников каждая. Человеку, даже далекому от математики, понятно что этого крайне мало. Кто умеет пользоваться калькулятором, может посчитать сколько примерно будет треть детей от общего количества проживающих (около 26 тысяч населения, если не ошибаюсь). И сколько будет детей, если демография немного улучшиться, и количество детей будет уже две трети от взрослых. И сколько надо будет школ и детсадов, если микрорайон будет расти до планируемых 44 тысяч (а новые дома уже строятся, а многие уже и заселяются). Так вот, вместо запланированных трех школ, построили только 2. На 800 человек каждая. Реальная заинтересованность государства в демографии и образовании – налицо. И такая проблема повсеместно. Я был очень удивлен, когда узнал что в Москве построили новый микрорайон для военных (как у нас Снеговая Падь) с таким же дибильным расчетом школ на количество домов. И это не ошибка.
Понимая это, несколько наивно взывать к совести того же Грефа и прочих реформаторов образования. Так то много хорошего можно было бы сделать и улучшить. Но кому это надо? Учителя, например, знают и могут много чего предложить. Например, оптимальное количество детей в классе – это 10-15. Но вот как реализовать это? Реально на 25-30 учеников не хватает ни сил, ни времени урока. Может, на отдаленное будущее, если у теперешних учеников хватит ума и воли исправить наши ошибки. Вот для них и пишутся подобные статьи. Лишь бы не было слишком поздно.
P.S. Многие запятые, зная как писать правильно, я, однако, не ставил, чтобы улучшить читабельность.
P.P.S. Свое имя указывать не хочу – у меня остались добрые отношения с учениками, учителями и со школой в целом. Если эту статью прочитают чиновники и захотят отыграться на школе, так хоть не будут знать на какой.