"Оценка - это мнение о ценности, уровне, суждение о качестве кого-чего-либо, значимости."
В педагогике оценка - это определение степени усвояемости знаний, умений, навыков. Нужны ли оценки в школе? Этот вопрос постоянно вызывает споры. В некоторых странах их то отменяют, то возвращают. В начальной школе пытаются заменять картинками. Хотя, какая разница, что стоит в детской тетради: оценка "5" или золотая звездочка? Это та же оценка, которая остается важным фактором в процессе образования.
Любой человек нуждается в одобрении своей деятельности, т.е. в положительной оценке. Ребенка надо настраивать на успех. Представьте, два ученика (способный и не очень) выполнили контрольную работу с одинаковыми ошибками. Работа тянула на честную "4". Но сильный получил "3", а слабый - "5". Прав ли учитель? С одной стороны, может показаться, что это несправедливо. Если же посмотреть под другим углом, то можно увидеть мотивационный момент для обоих учеников: слабый ученик получил одобрение и установку - "Я оказывается могу лучше!", а более способный получил дополнительный стимул к работе - "Как это так у меня 3? Не бывать этому!"
Многие родители говорят детям, что оценки не главное, главное - знания. Но ведь плохие оценки обычно расстраивают и тех, и других. И что с этим делать? Ведь не все родители могут сами объяснить ребенку непонятный материал, а репетитор - далеко не всем по карману. Попробуйте найти разъяснение непонятного материала в интернете - сейчас множество видео-уроков на любые темы. Некоторые преподаватели записывают и выкладывают свои уроки и лекции. Выбор безграничен!
Конечно, нельзя назвать все получаемые ребенком оценки в школе объективными и заслуженными. Учитель тоже человек, он субъективен, встречается и выделение любимчиков среди учеников. Учите ребенка бороться с трудностями, мотивируйте на успех, развивайте его честолюбие. Совершенно не обязательно нанимать репетитора по иностранному языку с первого класса, занимайтесь вместе с ребенком. И язык получите и покажете ребенку, как надо заниматься. Ведь главное в школе - это уметь учиться и не бояться ошибиться.
Устарела ли пятибальная система оценок? Споры идут уже много лет. Сторонников и противников примерно поровну. В более старших классах система "зачем-незачет" вводится по физкультуре, изо и музыке. Это резонное решение - не каждому дано хорошо петь, рисовать, быстро бегать или высоко прыгать. А вот в творческих классах оценки по этим предметам остаются обязательными. Понимание живописи и музыки для непрофессионала - это вопрос внутренней культуры человека, а для этого есть музеи, галереи, театры и лектории.
Как реагировать на оценки ребенка, все родители решают по-своему. Но помните, что А.С. Пушкин по математике имел "нуль".