Найти тему

Чем мне Пушкин не угодил, или Рэперы VS классики

Оглавление

Я много читаю. А еще я филолог. Поэтому могу не только прочитать, написать, но и проанализировать. Хотела поделиться впечатлениями от недавно прочитанной книги, но вдруг прослушала новый альбом омской группы «Грот» и решила повременить с прозой. Поговорим о поэзии?

Ненавистная классика

Если честно, школьная программа зародила во мне отвращение к стихам. Ни больше, ни меньше. Всех этих поэтов разных веков я на дух не переношу. С возрастом поняла, почему меня мутит от заявлений в духе «Пушкин – наше всё», «солнце русской поэзии» и прочего типичного для учителей литературы речевого пафоса. Потому что эти ребята наверняка безумно талантливы, но очень уж давно это было.

Литература (как школьная дисциплина) – она как самурай, у которого, как известно, нет цели, есть только путь.

Пока учишься в школе, думаешь, что цель литературы, сочинений, изложений, выучиваний наизусть – задолбать тебя. На самом же деле эти уроки нужны для того, чтоб научить красиво и грамотно выражать свои мысли, метафорически вуалировать то, что по какой-то причине нельзя сказать прямо, коротко формулировать там, где нельзя разливаться словом по древу, и искусно лить воду туда, где нужен объем и масштаб. По факту же от тебя требуют одолевать «Войну и мир» с бесконечными французскими вставками и учить наизусть письмо Онегина к Татьяне (или кто там из них к кому писал?). Я ни того, ни другого не делала, кстати. Потому что зачем? Лексикон авторов упомянутых мною произведений настолько устарел, что попросту неприменим в современной речи. Если вы, конечно, не на тематической вечеринке или не шифруетесь от иностранца, понимающего стандартный русский, но не ведающего, что глаголет сия особа.

К тому же, давайте уж будем совсем откровенны, не так уж и богат словарный запас тех ребят, речь о которых шла выше. Я сейчас про классиков, а не про «Грот». Не поняли еще, к чему я его упомянула? Терпение! Я объясню.

-2

Современная поэзия

Когда будете читать эту часть, включите песню «Обитатели Рая». Только обязательно через наушники. Чтоб из них прямо в душу…

Чей мы заняли рай? Кто блуждает под ним?
Звёзды растворятся с утра, оставляя небо пустым.
Нам хотя бы приснись день в небесном саду,
Но глаза, что подняты ввысь, рая никогда не найдут.

“Обитатели Рая”, «Грот»

Есть один американский фильм про обмен телами. Таких много, но в этом у героев есть цели – попасть в футбольную команду у парня и поступить в университет у девушки. Проживая жизнь друг за друга они, соответственно, пытаются добиться не своей цели. И вот парень, находясь в теле девушки, приходит на собеседование к ректору университета. Его спрашивают про современных поэтов. Он отвечает то, чему его научила девочка-отличница, на месте которой он оказался. Говорит, мол, не уважает он их. А потом вдруг вспоминает рэперов, чем, конечно, шокирует ректора.

-3

А чего шокироваться, любезный? Вы послушайте некоторых ребят. Вот у кого надо учиться обращаться со словом. Таких метафор вы у классиков не найдете. Только не думайте, что я сейчас агитирую за прослушивание малолеток с татуированными лицами и белыми линзами. Я сейчас про совсем другой рэп. Это вам не «я вас любил» и не про «я помню чудное мгновенье». Такое я в 5 классе могла написать, чесслово. Я про такие мощные формулировки, которые про те же банальные вещи (любовь, встреча, разлука), но так неочевидно, что не режет слух, не слюняво и не пафосно. Четко. Резко. Сильно. Только задумайтесь над строчками «Ты будешь не понят, но это не в счёт / Ведь слева в груди расцветает гармония». О чем это? О любви, конечно. Но как это сказано? Без «трепыханий сердца», без банальщины. Вот как человек влюбленность видит. Или сказать про неразделенные чувства и разбитое сердце, что «за ребрами поспела шрамов гроздь». Сильно? Сильно. Или как вам такое: «От незваных в сердце инспекций / Изнутри себя на герметик»? Пробирает, фантазию развивает, словарный запас обогащает. Не этом ли нас должна учить литература?

-4

Да, вы мне сейчас можете рассказать про обилие инвектива в речи рэп-исполнителей. Но это больше стереотип. Анализировать изобразительные средства на их цензурных произведениях – лучше и не придумаешь. Я бы все отдала, чтоб так же смочь. А как Пушкин я и так умею. Рифмуешь любовь с морковью, смотришь, чтоб под ямб подходило и вуаля – «шедевр» готов. Конечно, и у небесных тел Серебряного века есть много произведений, среди которых, наверняка, найдется что-то сильное и замысловатое, но вы их знаете? Я нет, мне в школе банальщину скармливали…