Найти тему

Конструктор в тренде

Оглавление

Как журналиста, Илья Фурс впечатлил меня увлеченностью, с которой рассказывает о конструкторских проектах, тем, что предугадывает вопросы и всегда готов дать по ним детальные компетентные разъяснения. Илья – ведущий инженер-конструктор КБ автомобильных двигателей управления главного конструктора. За 9 лет работы на Минском моторном заводе он участвовал в реализации многих значимых проектов, не просто выполняя задания, но предлагая самостоятельные оригинальные решения. Секрет его успеха – умение совмещать творческую инициативу с соблюдением обязательных технических стандартов. Но при том, что о работе он готов говорить, кажется, бесконечно, главной в его жизни остается семья.

Илья Фурс, ведущий инженер-конструктор КБ автомобильных двигателей УГК
Илья Фурс, ведущий инженер-конструктор КБ автомобильных двигателей УГК

Родом из детства

К выбору главного профессионального интереса Илью подтолкнула сама судьба. Рядом с его домом располагалась политехническая гимназия (сейчас – гимназия № 6). Туда мальчика и определили. Упор в гимназии делался на точные и технические дисциплины: физику, математику, черчение. Большой популярностью пользовались у учеников уроки труда. Они проходили в двух хорошо оснащенных мастерских – по дереву и по металлу, учителя, кроме того, что были грамотными, относились к делу с душой. Под их руководством мальчики работали лобзиками, пилками, освоили токарный станок. Изготовленные ими товары народного потребления даже продавались в хозяйственных магазинах. Свободное время Илья по собственному желанию посвящал техническим занятиям: с ранних лет ремонтировал и модернизировал велосипеды, изучал устройство автомобилей, мотоциклов. Поэтому в выборе профессии не колебался: только инженерная.

Первые шаги в профессии

Будучи студентом автотракторного факультета БНТУ со специализацией «двигатели внутреннего сгорания», Илья Фурс проходил на Минском моторном заводе конструкторскую, технологическую и преддипломную практику. «Так получилось, что первый раз я попал на предприятие в год разгара мирового экономического кризиса, – вспоминает Илья. – И был буквально ошеломлен: показалось, что завод стоит пустой, никто не работает. Только позже узнал, что в тот период моторный временно перешел на «трехдневку».

Первое выполненное задание на ММЗ в качестве полноправного специалиста в 2011 году Илья и сейчас помнит хорошо. Он разработал под требования российского заказчика комплектацию двигателя с подшипниковым узлом, предназначенного для привода насосной установки. «Нужно было учитывать большое количество факторов, – уточняет Илья, – чтобы двигатель точно «вписался» в требуемую технику, обеспечил выполнение всех функций и работал бесперебойно долгое время». Помогла ему справиться с непростой задачей пытливость ума, благодаря которой он изучил в Интернете много видов разной техники, и помощь опытных коллег: начальника бюро Виктора Леонидовича Амельченко, куратора Дмитрия Синевича, да и все остальные не оставались равнодушными к прогрессу молодого специалиста.

От проекта к проекту

Вехами профессионального пути Ильи Фурса стали масштабные проекты. Например, совместный проект с китайской фирмой Weichai. Он заключался в доработке китайских рядных шестицилиндровых двигателей объемом 11,6 литра, которые затем поставлялись на МАЗ и МЗКТ. Участвовал Илья в создании дизеля экологического класса Евро-4, затем практически самостоятельно выполнил основную разработку комплектации двигателя уровня Евро-5. Достижение этого уровня обеспечивается системой SCR – мочевинной нейтрализации отработавших газов. На нашем заводе она тогда применялась впервые и была в новинку для конструкторов, приходилось почти с нуля разбираться в ее устройстве и принципах работы, вникать в особенности. «В том, что это получилось, большая заслуга мотористов-испытателей, – говорит Илья, – многое стало понятным и удалось довести до ума именно по результатам испытаний».

Позже Илья Фурс осуществил адаптацию мотора Д-245.35Е4 под первый отечественный ратрак производства МТЗ: произвел изменения в комплектации дизеля для успешной установки в снегоуплотнительную машину.

Также он руководил работами по знаковому проекту последнего времени: переоборудовании автомобиля УАЗ двигателем MMZ-4DTI.

-2

Сейчас вместе с начальником бюро Андреем Чернобыльским Илья обдумывает несколько интересных перспективных идей, которые хотел бы воплотить в конкретных разработках, выгодных для завода и в финансовом плане, и в имиджевом.

Диалектика необходимости и свободы

«Необходимые конструктору качества, – считает наш герой, – компетентность, усидчивость, внимательность, коммуникабельность для общения с потребителями. Компетентность складывается из знаний, опыта и саморазвития. Я постоянно продолжаю учиться, без этого не будешь востребованным специалистом. Всегда требуется широкая профессиональная эрудиция, чтобы грамотно реализовать потенциал двигателя, адаптируя его к той или иной технике. Кроме того, моя постоянная обязанность – во время выставок консультировать на стенде ММЗ потребителей, для этого необходимо хорошо знать всю линейку двигателей, их особенности, современные технологии в двигателестроении, тенденции его развития и обязательно – конструкцию моторов конкурентов».

По словам Ильи Фурса, специфика конструкторской деятельности – в том, что необходимо придерживаться многих правил, технических стандартов, учитывать возможности производства и ограничения бюджета. Даже при этом, проявляя гибкость мышления, можно реализовать немало новаторских творческих идей. «У меня достаточно творческой свободы», – уверен специалист.

Личное – на «отлично»

Конечно, успехи в работе, профессиональная реализация приносят Илье удовольствие. Все же главный смысл его жизни – семья, именно ей он посвящает все свои достижения. Когда с женой объединяет только быт – это не его случай. Супруги разделяют многие совместные интересы, увлечения, по мере возможности приобщают к ним пятилетнюю дочку. Семейные велопоездки, катание на коньках, прыжки на батуте на даче – лишь некоторые варианты времяпрепровождения. Есть и новогодняя семейная традиция: в первых числах января Илья с женой посещают театр. К сожалению, сейчас пандемия диктует свои законы, но хочется верить, что это ненадолго.

«Современный человек, – подытоживает Илья Фурс, – тот, кто развит во многих сферах жизни, интересуется новейшими тенденциями и в политике, и в культуре. Чем шире спектр знаний и навыков, тем лучше».

Наталья КОНСТАНТИНОВА

Фото автора

#mmz #ммз #угк #инженер-конструктор