О «потолковых» зарплатах и «беспотолковых» премиях. За что платят белорусским футболистам?

Узнав о грядущих изменениях в зарплатных ведомостях отечественных футболистов, авторы рубрики «Анацко и Орехов — против» решили об этом поговорить.
А.Д.

Узнав о грядущих изменениях в зарплатных ведомостях отечественных футболистов, авторы рубрики «Анацко и Орехов — против» решили об этом поговорить.

А.Д.: На днях промелькнула новость, что Белорусская федерация футбола (АБФФ) приняла решение ввести потолок зарплат в белорусском футболе. По новому положению АБФФ «О фиксированных ежемесячных заработных платах» 15 тысяч белорусских без учета премиальных рублей (примерно 5 800 долларов по курсу на начало января) потолок зарплаты игрока чемпионата Беларуси.

Уверен, новость эта не вызовет улыбку ни у кого из рядовых болельщиков, да и просто жителей страны. И дело тут не в банальной зависти, а во вполне справедливом: «За что?»

О.В.: — Меня больше всего напрягли в этом сообщении слова: «потолок» и «без учета премиальных». Потому что непонятно, а сколько там было (видимо, пока лучше говорить в настоящем времени) сверх «потолка»?

А.Д.: — Испокон веков дурным тоном считалось заглядывать в чужой кошелек. Но в 21 веке любая информация о публичных персонах не является тайной за семью печатями. И ведущие игроки планеты на виду планеты всей. А наши чем хуже? Почему так повелось уже давно, что говорить о зарплатах отечественных футболистов не принято, а если и принято, то с оговорками?

Ответ лежит на поверхности. Белорусские футболисты получают раз в 10 больше любого врача или учителя, но не дают хоть какого-либо пристойного результата, за который было бы не стыдно.

Узнав о грядущих изменениях в зарплатных ведомостях отечественных футболистов, авторы рубрики «Анацко и Орехов — против» решили об этом поговорить.
А.Д.-2

О.В.: — Если не в десятки (это я про зарплаты). При этом, сколько работает тот же врач? — минимум 8 часов (на практике — значительно больше). Ты когда-нибудь видел, чтобы белорусские футболисты 8 часов в день отдавались тренировкам? Добавим, что у членов белорусского футбола в распоряжении — тренажерные и фитнес-залы, массажисты, чуть не личные врач, регулярный медосмотр, «рабочая одежда»… Кстати, свитер, который я ежедневно вижу на тебе, — это, случаем, не редакция выдала его тебе в качестве рабочей одежды?

А.Д.: — Нет, это не редакционная, в этом вопросе я — санкюлот.

Допускаю, что сейчас у наших читателей возникнет мысль: «Почему они привязались к бедным футболистам?». Так вот, постановка вопроса некорректная. Если бы на улицах Минска раз в два года проходили торжественные встречи новоиспеченных чемпионов мира или Европы, призеров или даже хотя бы участников плей-офф — тогда вопросов к ребятам не было бы никаких. То же самое касается отечественных клубов, если бы они с легкостью громили «Баварию», «Ливерпуль» и мадридский «Реал» либо хотя бы выходили в групповые раунды Лиги чемпионов. Так ведь этого нет и в помине. Прошлой осенью состоялся «матч века», в котором впервые за 30 лет сборная Беларуси имела шанс попасть на континентальный форум. Надо было в Тбилиси обыграть грузин (не сборную Франции, на секунду!) и завоевать такую долгожданную болельщиками путевку. В итоге — поражение и ни одного результативного голевого действия за полтора часа игры. И вот снова лезет в голову эта мысль о зарплатах: «За что?».

О.В.: — В отличие от тебя, наши футболисты сравнивать себя с революционно настроенными бедняками Парижа позапрошлого века (это я по поводу твоего «санкюлот») не будут. Почему-то мне кажется, что нелимитированные премии у них банально поменяются местами с ограниченными зарплатами, и все у нас в стране останется, как прежде: народ успокоится введенным потолком, а футболисты удовлетворяться большими премиями…

При этом, кто у нас в стране содержит эти футбольные команды?

А.Д.: — Содержит государство в той или иной степени. К сожалению, представить себе иную реальность в сегодняшних условиях практически невозможно. Частные футбольные клубы — это экономическая утопия. Даже в соседней и куда более богатой России таких возможностей нет.

Что касается твоей идеи насчет повышения премий и обхода потолка, — такое тоже возможно, но хочется надеяться, клубы к этому не прибегнут. На бонусы для футболистов и представителей тренерско-административного штаба пока установлены следующие лимиты:

— общекомандный бонус за победу в матче чемпионата — не более 30 тысяч рублей за победу в игре Кубка —не более 20 тысяч рублей, а за победу в еврокубковой встрече — не более 60 тысяч на всю команду (23 200 долларов).

Есть мысль, что зарплаты игроков со временем войдут, наконец, в более-менее адекватные рамки.

О.В.: — Ты говоришь о бонусах команде за победы и одновременно мечтаешь об «адекватных рамках». В месяц — четыре-пять игр. Три победы (средний результат) — в месяц. Бонус — 90 тысяч. В месяц. На 30 человек команды (с запасными, тренерами, медперсоналом). То есть к зарплате в 15 тысяч рублей ты добавляешь бонус в три тысячи рублей. И при этом непонятно, бонус и премия — это одно и то же? Или премия — это одно, а бонус — это другое? А ведь они еще выпускают клубную символику, которую после реализации тоже делят на команду…

И вообще, о каких бонусах можно говорить в отношении внутреннего чемпионата, который навевает тоску не хуже оперы Пуччини «Тоска»?! Его ведь смотрят одни только комментаторы игр да спортивные журналисты (потому что писать хоть о чем-то надо)?! Об уровне белорусского футбола хорошо говорят стадионы наших футбольных грандов (участников высшей лиги): городской стадион Слуцка (родина ФК «Слуцк») рассчитан на 1896 зрителей; стадион «Городеи» — на 1625; Смолевичи (ФК «Смолевичи») пошли еще дальше — на 780 зрителей… И даже эти «крохи» не могут заполниться, стадионы стоят пустые как церковный амбар...

Узнав о грядущих изменениях в зарплатных ведомостях отечественных футболистов, авторы рубрики «Анацко и Орехов — против» решили об этом поговорить.
А.Д.-3

Эти ребята реально оторвались от народа и средней «народной» зарплаты по стране. При этом народ их и содержит…

Д.А.: — Что касается оторванности от народа, то здесь все очевидно: жизнь рядовых белорусов не сравнится с бытом футболистов. И хоть в каждом интервью они заявляют о том, что играют для болельщика, по факту все выглядит печально. Надо платить соразмерно результату. В Советском Союзе игроки в прямом смысле бились за эмблему на груди. А поражения тогда воспринимались не в пример ярче и вызывали порой даже чрезмерную реакцию. Так, в 1952 году, после поражения от Югославии на Олимпиаде, Сталиным был расформирован ЦДКА — лучший клуб страны.

А после поражения от грузин осенью 2020 у нас всё ажурно, в «елочку». По сути, никакой реакции и выводов. Я не призываю никого расформировывать, но согласись, светлого будущего у отечественного футбола пока не видно.

Вот потому и воспринимается народом со скепсисом такая весть о зарплатах футболистов.

О.В.: Ты прав: реакция должна быть. Нарыв — перезрел, и, если этот прыщ не «выдавить», лучше уже не будет. Стимул — если кто не помнит, — это палка с острым концом, которым подгоняли нерадивых работников. У нас же стимул — это дополнительные «вливания» денежных средств. Исправить ситуацию можно лишь переводом здоровых мужиков на среднюю зарплату по стране. Завоюют что — призовые их. Только тогда они и будут биться за них. А не ссылаться, что много им платят за то, что они все больные и травмированные. Пусть сходят в республиканский онкологический центр или в какое-нибудь травмологическое отделение любой поликлиники или больницы. И посмотрят, как выглядят больные и травмированные. Но получающие в сравнении с ними — мизер…

Но боюсь, все останется без изменений. Потому что такая ситуация устраивает в том числе и спортивных функционеров. Им, как и футболистам, тоже хорошо. Все они уподобились горьковскому ужу («а мне и здесь тепло и сыро»). Главное, чтобы никто не ворошил их болото…

Автор статьи: Владимир Орехов, Дмитрий Анацко

Автор фото: фото носит иллюстративный характер