6,4K подписчиков

Старый новый год (СССР, 1980)

11K прочитали
Кадр из свободных интернет-источников
Кадр из свободных интернет-источников

Сегодня на нашей кинокухне как-то не прибрано, душновато. На столе остатки ночного пиршества – ни убрать, ни доесть. Мы тоже сегодня в подвисшем состоянии, между занудством и весельем, сидим тихонько брюзжим по поводу праздника со странным названием.

- Выпить то осталось?

- Всё бы тебе выпить, о высоком бы надо. Музыку давай послушаем. Включи вон хоть на смартфоне.

- Да не разбираюсь я в этих смартфонах, где там у них Ютуб прикручен, и гуглплей. Ещё эти сенсорные панели..., раньше с кнопками проще было. И стриминг этот при шеринге, не по-людски как-то. Прежде, сам себе на болванку музычки нарежешь, на музыкальном центре прокрутишь. А за этот самый музыкальный центр мы с женой, между прочим, целую путину отпахали на Сахалине.

- Было время. Сейчас всё в потоке, не здесь даже, а там где-то, в сетях.

- Пушкина помнишь? «Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца». Мертвое все теперь. Да и сети-то "не наши" вовсе.

- Ну давай хоть кино посмотрим. Что там? Во, "Мосфильм", восьмидесятый год, сатирическая комедия "Старый новый год", в двух сериях. Ты смотрел?

- Полностью не видел, всё как-то фрагментами. Давай посмотрим. Как раз к дате.

Кадр из свободных интернет-источников
Кадр из свободных интернет-источников

Albert Magnus:

Не возьмусь утверждать, что т/ф "Старый Новый год" является непременным атрибутом телеэфира в одноименный народный праздник, но даже если это и так, случилось сие далеко не сразу. Премьера фильма состоялась 40 лет назад - вечером 2 января 1981 года - и она прошла без меня (прогулял наверно в сугробах). Вот как впервые показали "Чародеев" через пару лет, помню, а "Иронию судьбы" и "Карнавальную ночь" так тем более, но больше по фрагментам из традиционных тогда киноконцертов. Своевременным кинособытием "Год" похоже не стал и повторили его лишь спустя 9 лет - уже в январе 1990-го. Но опять другие дела нашлись.

С тех пор и повелось: фильм вроде бы уже регулярно шёл по разным каналам, но я никак не заставал его с начала, а что к чему понять уже было сложновато среди множества диалогов. Запомнилась лишь фраза Адамыча-Евстигнеева про "Что надо, то и есть". Кстати, к тому времени и сам праздник уже в домашнем кругу не отмечался, а больше служил для просмотра новогодних музыкальных передач по ТВ.

Кадр из свободных интернет-источников
Кадр из свободных интернет-источников

Так что, если у многих фильм и успел разойтись на цитаты, то я целиком и полностью увидел его лишь год назад, по ютубу, и вот сейчас освежил впечатление.

Мне понравилось. Он, что называется, "из многоразовых" - можно переглядывать и находить что-то новое (если это не склероз) и по-разному трактовать те или иные поступки и фразы. И это не смотря на прошедшие десятилетия. Хотя отдельные реалии тогдашнего быта и мироощущения, а также мишени для сатиры, сгинули без следа и тем, кому "35-", ни о чем не скажут. А по некоторым вопросам и вовсе надо к 60+ обращаться за разъяснениями. Без гарантий, что сумеют помочь.

Так семейство Себейкиных в целях расширения жилплощади "выписали бабушку из деревни" - и на редкость неприятная тёща оказалась же! Хотя все три женских поколения друг друга стоят и герою Вячеслава Невинного можно только посочувствовать. Дочка и та куркулихой растёт и к этому добавили характерно мерзкую озвучку роли взрослой актрисой-травести. А ведь эта девочка - та самая Настя Немоляева, которая вырастёт и снимется в 17 лет в эпохальном фильме "Курьер" Карена Шахназарова.

Сам Себейкин работает в артели - одной из немногих разрешённых в СССР форм кооперативного предпринимательства - которая производит куклы, а он им вставляет "пищалки". Профессия хорошооплачиваемая, но недостаточно мужская и почётная (как прославляемые государственной пропагандой космонавты или шахтёры) и на этой почве жена находит повод попилить. Да и сам он недостаточно "растёт над собой", не занимается самообразованием, кроме заработка и отдыха мало чем интересуется. Сейчас кому какое дело до всех - а тогда таким вот недостаточно сознательным гражданам доставалось от государства если не на орехи, то в воспитательных целях карикатурку могли тиснуть за нежелание висеть на доске почёта.

Кадр из свободных интернет-источников
Кадр из свободных интернет-источников

Теперь его противоположность и сосед в исполнении Александра Калягина. Высочайшего мнения о себе интеллигент-НТРовец, изобретающий непонятно что и зачем. Зато окружение у того на зависть некоторым. Даже актриса Ирина Мирошниченко, которую я, честно говоря, недолюбливаю, в роли жены Полуорлова блистательна.

И вот человек, у которого есть всё в материальном смысле, кроме удовлетворенных амбиций, начинает выносить мозг своим близким. Но даже в этом они его поддерживают, но до определённого предела.

И вот в это запараллеленности двух героев (а также их семей и друзей), проступает прям-таки роковая диалектика русской души, которой всегда чего-то не хватает (зимою - лета и т.д.)...

Но фильм не был бы комедией, если бы ближе к финалу два одиночества, вдрызг разругавшись со своими половинами, не встретились на нейтральной территории (в бане), где наконец-то познакомились, пожаловались на жизнь и не пообещали начать её заново.

Кадр из свободных интернет-источников
Кадр из свободных интернет-источников

А кто ж такой этот вечно нетрезвый Адамыч? По-моему, это внутренний голос обоих главных героев. Вон как постоянно удивлялся Полуорлов, когда потрепанный дяденька регулярно говорил умные вещи, которые дозволялось произносить вслух только хозяину квартиры ("Кто это?"). И после похода в сандуны совесть у них очистилась.

А еще в центре мужского помывочного зала оказалась та самая женская статуя, которая спустя года четыре перекочует в фильм "Формула любви". Но это уже совсем другая история.

Роман Ужасов: А мне фильм совсем не понравился, причем на ровном месте. Периодически ловил себя на мысли что хочется выключить и "сменить тему". Какой-то "испанский стыд" все время преследовал за действия и поступки персонажей. Взрослые мужики, а ведут себя как дети малые. А дети малые, у них вообще от рук отбились. Пару раз малодушно предлагал соавтору писать сольно. К концу просмотра лицо у меня было похоже на физиономию тестя в исполнении Буркова.

Кадр из свободных интернет-источников
Кадр из свободных интернет-источников

Досмотрел на морально волевых, так как сам был инициатором совместного обсуждения, дёрнул же чёрт.

На Кинопоиске и других схожих по тематике ресурсах этот фильм удостаивается самых теплых комментариев, а маленький но сплочённый коллектив Kin0guru, он, завсегда с народом, прямо как старик Адамыч, который кем только не был, и всегда был никем. Поэтому долго бурчать не буду, а выставить оценку предоставлю Магнусу.

4 из 5

(с) Albert Magnus и Роман Ужасов специально для kin0guru

#совместные обзоры от kin0guru