Найти в Дзене

Сотрудники МВД, оружием которых является слово.

Первую статью на данном канале хочется посвятить той профессии, о которой в России почти ничего не слышно. У нас не принято их обсуждать, не положено транслировать их работу в прямом эфире. Они же в свою очередь активно несут службу, оперативно реагируя на поставленные перед ними задачи.
Сразу хочу предупредить, что статья будет большая, но интересная. Поэтому для удобства будет присутствовать

Первую статью на данном канале хочется посвятить той профессии, о которой в России почти ничего не слышно. У нас не принято их обсуждать, не положено транслировать их работу в прямом эфире. Они же в свою очередь активно несут службу, оперативно реагируя на поставленные перед ними задачи.

Сразу хочу предупредить, что статья будет большая, но интересная. Поэтому для удобства будет присутствовать оглавление:

1. Общая информация.

2. Обезумевший курсант.

3. Фанатики.

4. Обучение специалистов психологической работы МВД РФ.

1. Общая информация.

В Министерстве внутренних дел есть особые сотрудники, задачи которых часто выполняются в ситуациях непосредственной опасности. Они не берут на задание табельное оружие (за редким исключением), потому что в своем нелегком деле они оперируют при помощи силы слова, убеждения и давления. Чаще всего их вызывают на следующие события:

  • террористические акты
  • угрозы расправы над третьими лицами
  • угрозы подрыва зданий, сооружений
  • попытки суицида

Психолог-переговорщик просто обязан быть социально гибким и активным. Он должен в максимально быстрый срок и с минимальным объемом информации создать образ оппонента, рассчитать его психологически уязвимые места и точки давления (более точно об этом будет ниже).

Переговорщики нередко рискуют своей жизнью, отправляясь к преступнику без средств бронезащиты и оружия. Это необходимо для психологического комфорта оппонента сотрудника и создания иллюзии того, что преступнику ничего не угрожает.

Минимальные требования к психологу-переговорщику:

  • невероятная стрессоустойчивость
  • социальная гибкость и проницательность
  • высшее образование (чаще всего это юридическое и психологическое)
  • физическая и психическая выносливость
  • стратегическое мышление
  • и прочие требования, соответствующие требованиям для офицерского состава МВД РФ

Психологи-переговорщики могут выполнять свою задачу без перерыва на отдых в течение нескольких суток. Каждый из них готов идти до конца, пытаясь разрешить ситуацию мирно, без жертв. Не они принимают окончательное решение о дальнейших действиях на месте преступления. Но вышестоящее руководство всегда прислушивается к мнению психолога и не дает команду на штурм, если у переговорщика еще остаются надежды решить конфликт мирно. Ведь речь идет не только о жизни преступника/террориста, но и о здоровье и жизни сотрудников, военнослужащих.

2. Обезумевший курсант.

Однажды вечером в Омском Танковом инженерном училище произошло следующее: курсант оставил боевой пост, на котором он исполнял обязанности часового. Военнослужащий также взял с собой боевое оружие и два магазина к нему, штык-нож и всю бронезащиту, что была на нем. Покинув режимный объект, солдат захватил в заложники водителя легкового автомобиля и отправился искать свою девушку (как выяснилось позже, она его бросила сутки назад). Захватив в заложники подруг девушки (саму возлюбленную курсант не обнаружил), он потребовал чтобы ее доставили к нему срочно. К тому моменту здание было оцеплено группой немедленного реагирования и подразделениями военной полиции. Офицеры по ту сторону здания имели опыт в подобных делах, поэтому незамедлительно вызвали психолога-переговорщика.

-2

На домашний телефон внутри дома с захваченными заложниками и солдатом был совершен звонок. Курсанту представился его собеседник - начальник отдела психологической работы Управления Министерства внутренних дел по Омской области. Спустя 6 часов офицер вынудил солдата сложить оружие и сдаться. Молодой человек не сразу пошел на контакт с офицером, но в нем таилось сильное желание выговориться. Обнаружив это, психолог выуживал из солдата информацию о его жизни, учебе и службе. Тот начал открываться и сообщил о том, что казарменное положение ему не нравилось, служба угнетала и страшила. Но он продолжал служить из-за того что это требовал отец.

Психологу-переговорщику допустимо использовать многие ресурсы в достижении мирного разрешения конфликта. В том числе и привлекать третьих лиц. Найдя истинные слабости бойца, офицер вызвал начальника училища - полковника. Тот уже был в курсе всех событий, но психолог дал ему описание состояния бойца и распорядился: сесть в комнате наедине с телефоном и поговорить с солдатом, выслушать его. Наедине полковник должен быть по той причине, что при свидетелях он бы не смог открыто "сюсюкаться" с подчиненным.

Полковник старался по-отцовски поговорить с парнем, выслушал его, признал местами свою вину в его бедах, поделился своими переживаниями за него. Парень же, будучи психологически зависим от своего отца, не мог не поддаться влиянию слов полковника. Несмотря на угрозы расправы над заложниками, активную стрельбу в сторону силовиков и упертость, стратегически выверенные действия психолога и полковника вынудили парня сдаться военным.

3. Фанатики.

Нередкими оппонентами психолога бывают религиозно настроенные преступники, настроение которых непредсказуемо, а поведение часто неадекватно. Одним из таких был психически больной мужчина, открывший огонь в жилом доме прямо по лестничному пролету. Прибывшие на место оперативники не услышали от него требований, только беспорядочную пальбу. Психолог-переговорщик, вызванный на место стрельбы, смог разговорить больного и выяснил, что тот невероятно заинтересован библией. Они на протяжении трех часов на лестничной клетке обсуждали Бога, но несмотря на это психолог все время был под прицелом стрелка.

Поняв, что оппонент им манипулирует, психолог начал менять тактику. Не получив желаемого внимания от офицера, террорист угрожал подрывом ручной гранаты. Взвесив все риски, психолог сообщил начальству о невозможности ведения переговоров с преступником и рекомендовал силовое решение. Итог: преступник был обезоружен и захвачен, пострадавших нет. Однако, именно действия психолога позволили спланировать штурм с минимальными рисками для бойцов.

4. Обучение специалистов психологической работы МВД РФ.

На обучение поступают исключительно действующие офицеры полиции, имеющие отличную характеристику по службе. Приемами воздействия на психику преступника обучают в Академии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации. Занятия проходят в формате больше практических заданий, где слушатели противоборствуют условному террористу - преподавателю.

Выпускники Академии обязаны овладеть в ходе обучения следующими качествами:

  • способность анализировать психологическое состояние другого человека
  • умение манипулировать действиями и мыслями оппонента
  • идентифицировать патологическую форму мышления

Эти навыки невероятно важны для выполнения поставленных перед психологом-переговорщиком задач.

Надеюсь статья была интересной. Если есть возражения, замечания, вопросы, прошу в комментарии. Если материал понравился - ставьте лайк, подписывайтесь, это мотивирует писать чаще.