Найти тему
Лидия Ретивская

Иконы из соломки

На Руси икону всегда любили и берегли, жизнь православного христианина освещалась святыми ликами, к ним обращался взор в минуты печали и радости. Чем благочестивее и чище христианская жизнь, тем доступнее душе язык иконы. Икона не картина, а предмет религиозного почитания. Не внешняя красивость, но передача красоты внутренней, духовной является задачей иконы. Икона изобразительно выражает молитвенное состояние души, устремленной к горним высотам.

По мнению Церкви икона должна выполняться чистыми руками. Предписания Стоглавого собора 1551 года велят иконописцу « быти смиренну, кротку, благоговейну,… исповедоваться, жити в посте, молитве, воздержании…» и много трудиться над иконной грамотой, учась по лучшим древним иконописным образцам.

В христианской православной церкви иконы из соломки нетрадиционны. В былые времена их не было, потому и традиция не возникло. Но при работе соломкой загорается творческое желание посмотреть, как смотрится тот или иной образ в соломенном исполнении.

Образ Богородицы "Казанская". Соломка, мальвы лепестки, бархат.
Образ Богородицы "Казанская". Соломка, мальвы лепестки, бархат.

Икона в соломенном исполнении выглядит эффектно, говорят, похоже на металл. Соломка очень подходящий материал для создания образов Христа, Богородицы и святых.

Господь Вседержитель. Соломка, бархат.
Господь Вседержитель. Соломка, бархат.

В христианском искусстве сложилась иконографическая техника написания икон, где языком линий и красок раскрывается нравственно-догматическое учение Церкви. Художественные формы иконы вырабатывались столетиями и приобрели строго определенный стиль изображения того или иного образа и сюжета. Как в догматике и литургике, так в обрядности и иконографии существуют церковные каноны – правила и закономерности, неизменные и не обсуждаемые. Постановили Церковные Соборы в богословских дискуссиях считать нечто за правило – так и следует принимать.

Образ Богородицы "Иверская"
Образ Богородицы "Иверская"

Иконографический канон включает строго определенное начертание контуров и линий, неизменный для каждого образа. Наклон головы, положение рук и ног, головного покрывала, поясное или ростовое изображение фигуры Христа, Богородицы и святых указывают на узнаваемость определенного образа. Светские художники могут найти много кажущихся неправильностей в изображаемых на иконе фигурах, однако здесь следуют правилам послушания.

Образ Богородицы "Спорительница хлебов" . Соломка, кукуруза, бархат.
Образ Богородицы "Спорительница хлебов" . Соломка, кукуруза, бархат.

Иконотворческая религиозная традиция выработала особые формы художественных образов, присущих только им. «В православной иконографии есть такой принцип: чем более значимо лицо, изображаемое на иконе, тем большими размерами наделяется его фигура. Рост Спасителя может в два-три раза превосходить рост апостолов. Изображение предметов (стола, кресел, пола) могут наделяться перспективой, идущей к зрителю, а не от зрителя.

Образ св. князя Владимира. Соломка
Образ св. князя Владимира. Соломка

Большие по размеру иконы выполнить из соломки сложно - длина соломинок, из которых собирается изображение, диктует размеры самого образа. Небольшие иконы легко вписываются в соломенный изобразительный материал, орнаментом фона можно регулировать величину всей композиции.

Все иконы имеют нимб – круговое светящееся сияние над головой изображаемого образа, свидетельствующее о святости.

На нимбе Спасителя часто изображается крест с греческими буквами ОН – значит Сущий.

Спас нерукотворный. Соломка.
Спас нерукотворный. Соломка.

На иконах Спасителя ставят первые и последние буквы имени Христа, а также надпись «Господь Вседержитель»;

На иконах Богородицы ставят первые и последние буквы греческих слов, означающие: Матерь Бога или Божия Матерь.

Образ Богородицы "Умиление". Соломка.
Образ Богородицы "Умиление". Соломка.

Три звезды на иконах Богородицы - на плечах и на лбу - символизируют непорочность и чистоту трижды Девы: до рождения, при рождении и после рождения Сына.

Св. праведный Симеон Верхотурский. Соломка
Св. праведный Симеон Верхотурский. Соломка

Имя святого, название праздника на праздничных иконах, название изображаемого библейского или житийного сюжета также отображается соответствующей надписью.

«Когда усвоится таланту евангельский характер, а это сначала сопряжено с трудом и внутренней борьбою, тогда художник озаряется вдохновением свыше, тогда только он может говорить свято, петь свято, живописать свято».
Святитель И.Брянчанинов.

Где можно увидеть и потрогать настоящий природный лак?

Богатство и блеск простой соломы

Работа соломкой по методу соломенной аппликации