На Руси икону всегда любили и берегли, жизнь православного христианина освещалась святыми ликами, к ним обращался взор в минуты печали и радости. Чем благочестивее и чище христианская жизнь, тем доступнее душе язык иконы. Икона не картина, а предмет религиозного почитания. Не внешняя красивость, но передача красоты внутренней, духовной является задачей иконы. Икона изобразительно выражает молитвенное состояние души, устремленной к горним высотам.
По мнению Церкви икона должна выполняться чистыми руками. Предписания Стоглавого собора 1551 года велят иконописцу « быти смиренну, кротку, благоговейну,… исповедоваться, жити в посте, молитве, воздержании…» и много трудиться над иконной грамотой, учась по лучшим древним иконописным образцам.
В христианской православной церкви иконы из соломки нетрадиционны. В былые времена их не было, потому и традиция не возникло. Но при работе соломкой загорается творческое желание посмотреть, как смотрится тот или иной образ в соломенном исполнении.
Икона в соломенном исполнении выглядит эффектно, говорят, похоже на металл. Соломка очень подходящий материал для создания образов Христа, Богородицы и святых.
В христианском искусстве сложилась иконографическая техника написания икон, где языком линий и красок раскрывается нравственно-догматическое учение Церкви. Художественные формы иконы вырабатывались столетиями и приобрели строго определенный стиль изображения того или иного образа и сюжета. Как в догматике и литургике, так в обрядности и иконографии существуют церковные каноны – правила и закономерности, неизменные и не обсуждаемые. Постановили Церковные Соборы в богословских дискуссиях считать нечто за правило – так и следует принимать.
Иконографический канон включает строго определенное начертание контуров и линий, неизменный для каждого образа. Наклон головы, положение рук и ног, головного покрывала, поясное или ростовое изображение фигуры Христа, Богородицы и святых указывают на узнаваемость определенного образа. Светские художники могут найти много кажущихся неправильностей в изображаемых на иконе фигурах, однако здесь следуют правилам послушания.
Иконотворческая религиозная традиция выработала особые формы художественных образов, присущих только им. «В православной иконографии есть такой принцип: чем более значимо лицо, изображаемое на иконе, тем большими размерами наделяется его фигура. Рост Спасителя может в два-три раза превосходить рост апостолов. Изображение предметов (стола, кресел, пола) могут наделяться перспективой, идущей к зрителю, а не от зрителя.
Большие по размеру иконы выполнить из соломки сложно - длина соломинок, из которых собирается изображение, диктует размеры самого образа. Небольшие иконы легко вписываются в соломенный изобразительный материал, орнаментом фона можно регулировать величину всей композиции.
Все иконы имеют нимб – круговое светящееся сияние над головой изображаемого образа, свидетельствующее о святости.
На нимбе Спасителя часто изображается крест с греческими буквами ОН – значит Сущий.
На иконах Спасителя ставят первые и последние буквы имени Христа, а также надпись «Господь Вседержитель»;
На иконах Богородицы ставят первые и последние буквы греческих слов, означающие: Матерь Бога или Божия Матерь.
Три звезды на иконах Богородицы - на плечах и на лбу - символизируют непорочность и чистоту трижды Девы: до рождения, при рождении и после рождения Сына.
Имя святого, название праздника на праздничных иконах, название изображаемого библейского или житийного сюжета также отображается соответствующей надписью.
«Когда усвоится таланту евангельский характер, а это сначала сопряжено с трудом и внутренней борьбою, тогда художник озаряется вдохновением свыше, тогда только он может говорить свято, петь свято, живописать свято».
Святитель И.Брянчанинов.
Где можно увидеть и потрогать настоящий природный лак?
Богатство и блеск простой соломы
Работа соломкой по методу соломенной аппликации