С каждым годом мировые компании придумывают всё более и более масштабную рекламу. Будь то запуск машины в космос от компании Tesla, или прыжок из стратосферы от компании Red Bull. Нас, кажется, уже ничем не удивить. Или всё-таки удивить? Сегодня мы хотим рассказать о самой удивительно-абсурдной и масштабной рекламе в истории!
Осенью 1958 г. ведущие популярной передачи на радио Люксембург предложили конкурс, где предлагалось перевести глыбу льда из самой холодной в самую жаркую точку планеты. В полной уверенности, что шутку никто не воспримет всерьез, руководство радиостанции идею поддержало. В эфире объявили, что тот, кто доставит трёхтонную ледяную глыбу от полярного круга до экватора без охлаждения, тот получит по 100 000 фр. (сегодня это 17 000 $) за каждый килограмм нерастаявшего льда. Разумеется, на радиостанции не подумали, что вызов кто-то воспримет всерьез. Однако Биргер Натвик - директор норвежской компании по производству стекловаты для утепления домов решил, что такая экспедиция будет прекрасной рекламой; ведь если завернуть ледяную глыбу в теплоизоляционный материал, какую-то часть можно уберечь. Решено! Натвик объявил во всеуслышание, что компания принимает вызов.
Заявление главы процветающей компании вызвало фурор. Люди прикидывали, сколько Натвик ожидает получить за работу. В сми обсуждали, во сколько компании обойдётся необычный рекламный ход. Когда на радио Люксембург осознали возможные финансовые потери, руководство станции быстренько отозвало свое предложение. Дескать, это была шутка. Но Биргеру Натвику было не до шуток.
Подготовка экспедиции уже набирала обороты. Другие компании тоже захотели принять участие в путешествии. Shell спонсировала топливом, Scania представила грузовик. В общей сложности, рекламную кампанию финансировали спонсоры из восьми стран. Трёхтонную глыбу льда заказали у норвежского национального парка. Походу дела оказалось, что вырезать такой большой кусок льда за один подход не получится, поэтому отрезали блоки весом 200 кг, вывезли на санях, и потом вертолётом доставляли к месту сбора. Ледяные бруски немного подогрели и потом заморозили в один блок весом 3050 кг. Специально подготовленный контейнер внутри утеплили стекловатой и деревом.
Глыбу погрузили в контейнер, и 22 февраля 1959г. в 9:15 утра экспедиция в сопровождении съемочной группы покинула городок Му-И-Рана, и двинулась на юг, в столицу Габона Либревиль. В каждом европейском городе необычный груз встречали с почестями. В Осло к необычному товару добавилась 300-килограммовая корзина с медикаментами для больницы Альберта Швейцера в Габоне. Далее были Копенгаген, Гамбург, Кёльн, Гаага, Брюссель. В Бельгии возникла проблема с таможенной декларацией на лёд. Позднее руководителю экспедиции передали извинения от министерства иностранных дел за доставленное беспокойство. По улицам Парижа льдину сопровождал эскорт полиции, а мэр города пригласил путешественников на ужин. В Марселе группа погрузилась на сухогруз, и отправилась через Средиземное море в Алжир.
В порту Алжира понадобился специальный кран, чтобы выгрузить автомобиль с контейнером общим весом 16 т. Здесь воду из контейнера слили, чтобы увидеть сколько льда растаяло. Оказалось что, не смотря на жаркую погоду, глыба льда потеряла всего 4 л воды. Впереди ждала самая тяжелая часть маршрута, ведь в Алжире шла война за независимость, вооружённые столкновения здесь были обыденным делом. Медикаменты, которые перевозила экспедиция, могли привлечь внимание партизан. Сопровождать экспедицию вызвалось отделение французского иностранного легиона. Когда на горизонте показалась пустыня Сахара, все вздохнули с облегчением. И зря, ведь в пустыне не было дорог. И тяжелая Скания то и дело застревала в песке. Все, участники экспедиции были вынуждены брать в руки лопаты и откапывать грузовик со льдом, вставляя под колеса стальные пластины.
Люди страдали от палящего солнца, а водой угощали верблюдов встречных племён туарегов. На 14-й день от начала путешествия замерили потерю воды. После семи с половиной тысяч километров пути лёд потерял только 177 л. Ещё через неделю караван вступил в город Ламбарене. Там груз с лекарствами передали лауреату Нобелевской премии мира, врачу и проповеднику Альберту Швейцеру. По просьбе Швейцера открыли контейнер со льдом. Глыба оказалась почти целой. 21 марта 1959 г. караван с трёхтонным куском льда, преодолев 8500 км, триумфального въехал в столицу Габона Либревиль. Контейнер торжественно открыли. И глазам разомлевших на 50 градусный жаре зрителей предстала в сверкающих лучах африканского солнца гора полярного льда. Зрелище было настолько впечатляющим, что французский представитель компании предложил загнать лёд обратно в Париж, обещая торжественную встречу под триумфальной аркой с самим Шарлем Де Голем. Но члены экспедиции настолько устали, что от заманчивого предложения отказались. Они раскололи глыбу на кусочки и ра дарили местным жителям, никогда не видевшим льда. А часть загрузили в самолёт и привезли в Осло.
Там лёд-путешественник добавили в напитки, которые подавали на на премьере документального фильма об экспедиции. Глыба льда за 21 день путешествия потеряла всего 336 кг льда. Получила ли компания деньги за оставшиеся 2814 кг льда - история умалчивает. Но прибыль от мировой известности очевидна: компания до сих пор работает под названием Glava AS. Экспедицию трёхтонной глыбы ассоциация маркетинга назвала самым большим рекламным трюком в мире. А какие рекламные трюки больше всего вдохновили вас? Расскажите о них в комментариях.
Благодарим Вас за внимание!