Способность живого реагировать на внешнее раздражение возникает уже у самых простых организмов, которые часто способны даже не просто реагировать на раздражение, а, после нескольких повторений, «предвидеть» и избегать раздражения, если этот организм попадает в похожую ситуацию.
К примеру, если белая планария (плоский червь), обладает из психических свойств только раздражимостью, то и должна, вроде как, проявляться только раздражимость. Однако в серии экспериментов с легкими электрическими разрядами, подаваемыми только тогда, когда она выплывала из своего укрытия на светлые участки, не просто реагирует на неприятный стимул, а старается избегать его, в дальнейшем не выплывая на освещенное пространство (опыты описаны А.Н.Леонтьевым в книге "Проблемы развития психики"). В этой реакции фактически уже заложено поведение всех последующих несравнимо более сложных живых организмов, так как избегание неприятного раздражителя есть основа целеполагания – системы поведения всех млекопитающих, включая человека. Очевидно, что полученный планарией опыт реагирования на раздражитель – основа в последующем развивающейся памяти. Но память как психическое явление немыслима без представлений, т. е. на опыте основанных впечатлений, сопутствующих раздражению. А действие, совершаемое планарией на основе этих впечатлений, направленное на избегание раздражения, было бы невозможно, если предварительно планарией не было бы проведена оценка текущей ситуации и сопоставления текущей ситуации с возможными последствиями изменения текущей ситуации. Но все эти психические акты есть ни что иное, как сравнение. А сравнение – основа мышления.
Должны ли мы говорить о том, что у планарии есть мышление?
Не думаю. Но мы не можем не видеть, что важнейшие зачатки высших психических функций, свойственных человеку проявляются уже на элементарном биологическом уровне простейших живых организмов.
С другой стороны, предполагая за реакцией планарии более сложный психический поведенческий комплекс, чем просто реагирование на стимул, мы встаем в тупик, не совсем представляя, а куда же девать это самое, что сопутствует раздражимости – те самые первичные зачатки высшей психики? Уже на уровне простейшей раздражимости мы не можем не видеть основ психических реакций, которые будут проявлены только на уровне человека.
Отрывок из книги В.Г.Панушкина "Социома (социальная матрица)", написанной по материалам портала Socioma_RU - эта книга о новом взгляде на природу психики человека, о Социоме, человеческой социальной матрице, о том, как и почему она появилась и как определяет наше поведение от отдельной личности до этносов, государств, рынков и политики. ДНК определяет наш генотип. Социома определяет понимание наших возможностей.
А что думаете об этом лично вы?
Оставляйте комментарии и вопросы, ставьте лайки (если понравился материал) и делитесь им в соцсетях (если считаете его необходимым для ваших друзей)