Есть такая поговорка: «Каверы хвалят лишь те, кто никогда не слышал оригинала».
На самом деле, сколько людей – столько мнений. В любом случае, кавер-версии песен нас окружают постоянно и от этого никуда не деться. Их можно любить или не любить, слушать или игнорировать, но такое явление существует так или иначе.
Давайте сегодня поговорим об этой части музыкальной культуры.
Нужны ли они? Для чего музыканты записывают каверы известных песен? Является ли запись кавера известной песни творчеством, привнесением в мир новой музыки, нового осмысления композиции? Или это всё-таки самопиар и попытка обратить на себя внимание за счёт чужого таланта?
Высказывайтесь в комментариях.
***
В последнее время многие юные (и не очень) поклонники рок-музыки часто путают понятия: трибьют, кавер и перепевка. Из-за недопонимая принято называть одно другим и наоборот.
Поэтому, давайте для начала разберемся с мат частью.
***
Есть такое английское выражение – to pay tribute. Переводится приблизительно как «публично выражать кому-то своё большое уважение, отдавать должное».
Трибьют – это исполнение чужой песни именно как выражение своего уважения к творчеству автора-артиста. Очень часто трибьюты создаются сразу единым «проектом» от нескольких коллективов музыкантов, и, обычно, с привязкой к какой-то знаковой дате. Цель трибьюта – во-первых в выражении собственного уважения и признания, а во-вторых, к сожалению, зачастую, просто для информирования подрастающего поколения о хороших авторах и их песнях (кто из юных рокеров знал бы о Рикошете, Башлачёве, Д’Ркине и прочих?). Примеров трибьютов - масса. Сборник «Выход Дракона» (Трибьют Рикошету), проект «Иллюминатор» (трибьют Илье Кормильцеву), или «Re:Аквариум».
Песня-трибьют может быть кавером, а может и не быть. Также как и кавер-версия – это не обязательно трибьют. Это два независимых друг от друга понятия.
Кавер в своём «классическом» понимании – это измененная в музыкальном смысле композиция другого автора. Ключевым и принципиальным моментом является именно музыкальное перевоплощение, то есть в новой версии присутствует элемент сочинительства. Цель кавера – во-первых, продемонстрировать своё нестандартное музыкальное мышление, а во-вторых – вложить в слушателей это понимание широты музыкального понимания и выражения. Юные рокеры, взявшие в руки гитару, часто ошибочно называют «кавером» просто исполнение песни под акустическую гитару.
Точнее, даже не «ошибочно», а просто сейчас стало модно использовать умное слово «кавер», козыряя терминологией перед знакомыми)) Навроде: «Послушайте мой кавер на Звезду по имени Солнце» - и начинается просто песня под гитару, ещё хорошо если ровно сыгранная.
Молодежь! Запомните! Песня под гитару – это песня под гитару, а не кавер-версия! Кавер-версия – это только если вы играете «Звезду по имени Солнце», например, в стиле реггей, или босса-нова!
И, наконец, перепевка. Это просто исполнение чужих песен. Очень распространенное явление у эстрадных поп-исполнителей. В попсе это используется с двумя целями: 1) своего таланта нет – приходится чужим пользоваться, 2) зачем придумывать новый хит, если можно купить песню, которая уже точно будет любима слушателями. В рок-культуре перепевки часто исполняются начинающими группами с целью, во-первых, собственного музыкального обучения и развития (играть композиции каких-нибудь RHCP или Эрика Клэптона, порой, бывает полезнее этюдов и упражнений), во-вторых - эмоционально «взбодрить» публику на своём концерте. Более именитые музыканты тоже перепевают чужие песни – это либо малоизвестное творчество (с целью проинформировать слушателей о незнакомом авторе и пополнить свой сет-лист качественным материалом), либо, опять-таки, способ разнообразить концерты и повысить интерес у поклонников. Есть ещё одна причина для перепевок – дать песне «вторую жизнь»: хорошие примеры это «Behind blue eyes» (оригинал The Who, перепевка Limp Bizkit) или Knocking on the heaven’s door (оригинал Bob Dylan, перепевка Guns’n’Roses).
Ах, да. Есть ещё такие понятия как «кавер-группа» и «группа-трибьют». Это уже устоявшиеся термины, которые не имеют отношения к песням-каверам или трибьютам. Это, скажем так, официальные обозначения специфики деятельности ВИА, но нашей сегодняшней темы это не касается, поэтому сосредоточимся именно на песнях.
***
Итак, поговорим о каверах.
Сколько людей – столько мнений. Кто-то утверждает, что первоначальная версия всегда будет самой лучшей и переиначивать песню бессмысленно. Кто-то наоборот – вбивает в поисковик слово cover и знакомится с новыми версиями известных хитов. В какой-то степени правы меломаны, заявляющие, что классические песни должны исполняться либо автором, либо так, как хотел автор – нота-в ноту. Но не менее правы и те, кто понимает, что музыкальное вИдение у каждого индивидуально, и музыкант имеет право воспринимать чужую песню через призму своей точки зрения.
Особенно рьяные споры ведутся о творчестве великих авторов-исполнителей, уже заслуживших имя легенды музыки. То и дело слышишь о вечерах памяти Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачева, Егора Летова.. В том числе и федеральные телеканалы вкупе с FM-радиостанциями регулярно создают проекты имени кого-то. Кто-то называет это пляской на костях, а кто-то радуется, что молодёжь не будет забывать ушедших гениев гитары и слова.
***
Что ж, у каждого свой любимый цвет фломастера.
Каково ваше отношение к каверам вообще и конкретно к песням легенд рок-музыки? Нужно ли переиначивать Высоцкого, Цоя , СашБаша и прочих? Или лучше них всё равно никто не споёт?
Выражение мнения в комментариях приветствуется.