Ширина колеи — это внутреннее расстояние между рельсами. Много раз слышал о том, что в РФ колея шире чем в Европе из-за того, что при строительстве жд путей учитывали опасность нападения на нас со стороны Европы. На самом деле в России думали более прагматично, во-первых, в тот момент в железнодорожном строительстве, впереди планеты всей были США, именно их 1524 мм., и выбрали Николаевские инженеры для проектировки железных дорог. Во-вторых, при нападении, вражеские инженерные войска, могут перекладывать рельсы под свой размер со скоростью от 20 до 50 км в сутки и это в те времена, а стоимость инфраструктуры невероятно дорогая чтобы не действовать из финансовых приоритетов. В третьих, так как ширина больше между колесами, вагоны более устойчивы и могут перевозить больше груза, с меньшим износом
Как разъезжаются автомобили под Ла Маншем, ведь во Франции движение правостороннее, а в Великобритании левостороннее? Ответ прост, дочитайте пожалуйста до конца J
Важно знать, что первая железная дорога в России-Царскосельская, была шириной 1829 мм., но она не была серийной. Позже в СССР стали использовать колею 1520, причем в Финляндии и Эстонии так и осталось 1524. Поэтому Русской колеёй называют размер 1520-1524 мм, для эксплуатации обоих размеров не требуется переоборудование поезда.
Так откуда же Европейцы взяли такие размеры, от чего отталкивались? Нет ничего проще, эти размеры они позаимствовали от первых трамваев, а трамваи от конных железных дорог, это было отдельное чудо техники, лошади таскали люльки по рельсам, у этих дорог было много акционеров.
А первые трамваи делали на базе карет, вот оттуда и размер. Но копнем глубже, первые кареты проектировали в Европе исходя из размеров дорог или даже, более важно это размеры мостов. А кто подарил дороги и мосты Европе и Англии- Древний Рим, тут то и были первые инженеры кто принимал решение о размере телег, а после, дорог и мостов, чтобы легко расходились повозки и военные эшелоны центурионов. Римляне были прагматичны, зря тратить ресурсы на миллионы километров дорог без просчетов было нельзя. Самым распространенным видом транспорта были две лошади, упряженные рядом, так и приняли размер телеги, как ширину задницы стандартной Древне Римской лошади, умноженное на два.
А проблем с движением автомобилей под Ла Маншем нет, так как тоннель только для поездов, а там нет такого понятия, чаще рельсы в железных дорогах реверсивны, т.е работают в обоих направлениях.