Найти тему

Гендер и труд - О войне полов в профессиональной среде. Часть Первая.

Оглавление
Вопрос о гендерных различиях является постоянным предметом общественного обсуждения. Они также часто обсуждаются в области языковых навыков. Например, обычно говорят, что мужчины имеют преимущество в когнитивной обработке предметов из искусственных категорий, в то время как женщины часто имеют преимущество в обработке природных категорий. Это правда так? И если да, то почему? В этой статье мы рассмотрим эти вопросы, с психологических позиций.

До нескольких столетий, если не десятилетий назад, женщины считались более глупыми, менее эффективными работниками(например, Becker & Kortendiek, 2004; Hausen, 1986). После значительного прогресса на пути к обеспечению прав женщин, начиная с середины прошлого века, казалось, что цель обеспечения равенства в западном мире приближалась к своему апогею. Казалось: "Тема закончена - мужчины и женщины равны". Но факт, что мужчины и женщины обладают равными правами, безусловно, является слишком широким и что необходимо внимательно рассмотреть вопрос о том, о какой области деятельности идет речь. Немаловажно, что существуют неоспоримые физиологические различия между женщинами и мужчинами. Современная общественность, очевидно (опять же), признает, что существуют гендерные различия и что "мужчины и женщины [...], биологически говоря, являются двумя разными видами. Как излагает суть упомянутых книг философ Ричард Давид Прехт (Schröder, 2009). Вопрос о том, существуют ли только физиологические различия или существуют также психологические различия, более подробно обсуждается в книгах, упомянутых выше.

https://pixabay.com/ru/illustrations/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F-%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE-%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3-3563061/
https://pixabay.com/ru/illustrations/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F-%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE-%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3-3563061/

Тем не менее гендерные различия все же существуют в различных областях когнитивной деятельности. Всем известен миф об охотниках и собирателях, согласно которому мужчины отвечали за охоту и защиту среды обитания, а женщины - за сбор и воспитание детей (более дифференцированный взгляд на эту тему см., например, Röder, 2007). Занятие определенными видами деятельности и объектами обычно приводит к лучшей обработке различных аспектов, имеющих отношение к этой деятельности. И на протяжении тысячелетий различия в задачах могли в конечном итоге привести к прочному закреплению гендерных различий в мозге. Но какие последствия это будет иметь для обработки терминов, а также для хранения и извлечения знаний из долговременной памяти? Особое внимание стоит уделить работе механизма речи.

Искусственные и природные категории

Прежде чем подойти к гендерным различиям в языке, особенно в семантической памяти, необходимо рассмотреть общее разделение объектов на искусственные и естественные категории (Farah, Meyer, & McMullen, 1996). Искусственные категории включают предметы, изготовленные людьми: инструменты, мебель или одежду. Напротив, природные категории включают биологические, живые "объекты", не созданные человеком: рыбу, цветы, деревья или фрукты.

  • Тот факт, что это различие между искусственными и естественными категориями не только теоретическое, но проявляется и в познании и, возможно, даже в мозгу, был продемонстрирован в многочисленных исследованиях когнитивной психологии и неврологии (например, Kiefer, 1999; Martin & Chao, 2001). Как правило, вещи созданные человеком, определяются тем, как они используются (например, McRae & Cree, 2002).

Например, инструменты в меньшей степени ориентированы на характеристики поверхности, такие как форма, цвет или материал, чем на то, как и для чего может использоваться инструмент. С другой стороны, природные "предметы", например, фрукты или животные, невозможно отличить по выполняемой ими функции или тому, как мы можем их использовать. Чтобы отличить природные объекты, нам особенно помогают внешние особенности, такие как ощущения, внешний вид или звуки (например, McRae & Cree, 2002). Яблоки и груши могут быть могут быть съедены, очищены, сделаны в компоте и т.д. Существуют различия в форме, цвете и ощущениях кожи.

Гендерные различия в обработке данных

Взгляд на литературу в настоящее время показывает многочисленные исследования, в которых были обнаружены гендерные различия в области обработки категорий. Например, женщины часто имеют технологические преимущества при работе с природными объектами, в то время как мужчины имеют преимущества при работе с искусственными объектами. Это можно увидеть, например, в простых заданиях по наименованию изображений, в которых испытуемые должны давать имена только тем изображениям, которые отображаются на экране с правильным именем: В среднем, женщины быстрее и точнее воспринимают изображения природных объектов, в то время как мужчины быстрее называют искусственные объекты (например, Laws, 1999). Кроме того, женщины могут быстрее отличать природные объекты от выдуманных, а мужчины быстрее отличать искусственные объекты от нафантазированных (Barbarotto, Laiacona, Macchi & Capitani, 2002).

Продолжение читайте здесь...