Найти тему
Ирина Казначеева

Мраморный дворец Санкт-Петербурга

Когда Питер начали строить, мраморные дворцы существовали лишь в мечтах. И первым зданием, построенным на этом месте, был Почтовый двор. Разумеется, с трактиром при нём, а при трактире несколько комнат для гостей. Был он маленький, одноэтажный, тесный, но славился весёлыми вечерами.

В 1714-16гг он перестраивается. И занимается этим не кто попало, а Доменико Трезини. Строится двухэтажное мазанковое здание с большим внутренним двором для подвод и лошадей, с пристанью для двух почтовых фрегатов, совершавших регулярные рейсы в Данцинг и Любек, с гостиницей для приезжих. Здесь работали почтмейстер, секретарь, переводчик, три почтальона, здание охранялось.

На первом этаже Почтового двора организовали ресторан, на втором – зал, в котором Пётр I устраивал милые его сердцу ассамблеи. Кстати, тот ещё самодур был. Как только соберутся они с супругой на ассамблею эту, так всех постояльцев гостиницы выставляли на улицу при любой погоде (напоминаю, что дело было в Питере. Хорошо хоть не в Красноярске).

Почтовый двор Трезини был окружён галереей, на которую по указу Петра каждый день в 12 часов выходили 12 музыкантов и что-нибудь играли на духовых инструментах. Играли погромче, ибо полдень, все должны знать. С тех пор мы по привычке полдень празднуем каждый день. Правда теперь выстрелом из пушки Петропавловской крепости. Так выходит громче и торжественнее.

В 1726г при Почтовом дворе открылась Академическая школа, где начали обучать рисованию с живой модели. Голой, разумеется. Для Европы это было дело привычное, а в России случилось впервые.

Летом 1736г Трезини получил указание Почтовый двор снести, а на его месте построить здание для кавалеристов, конюшни и манеж. А Почтовый двор уехал к Исаакию, где и стоит до сих пор. Лошадиным строениям повезло меньше, они сгорели в 1737г. Пожарище расчистили, назвали Верхней Набережной площадью и оставили в покое.

Мраморный дворец не просто дом, это дом-подарок. Построен он был Екатериной II в дар Григорию Орлову за активное участие в событиях 1762г, приведших императрицу на трон.

Григорий тоже был не нищий, в долгу не остался, и преподнёс Екатерине в ответ персидский бриллиант Надир-шах весом в 189,62 карата и стоимостью 460.000 рублей. В общем-то стоимость камня была равна стоимости дворца. Сейчас этот бриллиант известен как Орлов.

Набросок будущего здания императрица сделала собственноручно и показала его Антонио Ринальди. Ушлый Ринальди пришёл в восторг от рисунка и тут же получил подряд на строительство. Здание заложили 10 октября 1769 года, а в фундаменте замуровали мраморный ящик с монетами, безо всякой цели, просто для удовольствия. Екатерина регулярно посещала стройку и даже лично награждала особо усердных работников.

-2

Мраморный дворец стал первым питерским зданием, облицованным природным камнем. Нижняя часть его фасада выполнена в граните, а всё остальное мрамор – 32 сорта. Белый мрамор везли из Италии, весь остальной добывали в карьерах Ладожского и Онежского озёр.

Первое время, кстати, здание называли Каменным домом у Почтовой пристани.

Медные листы для кровли дворца были изготовлены в Сестрорецке. Их подогнали и спаяли так тщательно, что до 1931 года не было ни одной протечки.

Увы, графу Орлову не довелось пожить в Мраморном дворце. Он умер 13 апреля 1783г, до завершения работ.

Екатерина выкупила дворец у наследников графа и подарила его своему шестилетнему внуку Константину. Более 10 лет здание пустовало, Великий Князь въехал в него только после свадьбы. Но не надолго. Почти сразу же Екатерина дворец у внука отняла. Всё же разница в возрасте у них была немалая, и Екатерина не только не одобрила, а даже осудила модные развлечения молодой пары. Дело в том, что Константин Павлович любили в помещениях дворца пострелять из пушки по крысам. А его юной супруге нравилось прятаться в дворцовых вазах. Бабушка этого понять не смогла. Что со старухи возьмёшь.

-3

Дальше Мраморный дворец пошёл по рукам и в его жизни больше не было романтических историй. Разве что милая семейная кража бриллиантов… Но об этом как-нибудь в другой раз.