И. П. КУЛИБИН
Великий
изобретатель
России
В одном из залов Эрмитажа в Ленинграде вы можете увидеть часы „яичной фигуры”. Три года работал над этим подарком для Екатерины II Иван Петрович Кулибин. Этот уникальный механизм, состоящий из 427 деталей, - единственная до конца завершенная и овеществленная мечта великого изобретателя.
Его крупнейшие работы так и не увидели свет. Часовщик-самоучка мечтает о массовом производстве и готов отдать в любую мастерскую свои карманные планетные часы в высшей степени оригинальной конструкции. Никому не нужно. Предлагает царице сделать „подъемные кресла” - лифт в Зимнем дворце. Не стали делать лифт. Кулибин изобретает самодвижущийся педальный экипаж. Но никому не нужна его „самокатка”. Усовершенствует спуск на воду вновь построенных кораблей. Чертежи кладутся под сукно. Он предлагает изготовлять протезы для инвалидов, построить оптический телеграф... Но производство протезов начинается за рубежом, куда увез одну из моделей предприимчивый иностранец, а строительство телеграфа начинается только через 40 лет по проекту француза Шато. Проект был ничуть не лучше кулибинского. И вроде бы жаловаться ему не на что: почти все прошения на „высочайшее имя” удовлетворяются, даже медаль приказала выбить царица в его честь, за один лишь грандиозный фейерверк в Царском Селе пожаловала ему две тысячи рублей. Потемкин осыпал милостями за слона-автомат, потешавшего гостей князя в Таврическом дворце. Шведский король Густав IV сказал: „Этот человек одарен необыкновенными талантами”. Но когда нужны были не славословия, а дело, когда не для потехи, а для серьезной работы требовалась помощь, перед изобретателем возникала стена равнодушия, прочно цементированная сиятельным бюрократизмом. Десятилетия потратил Кулибин на проектирование сначала одноарочных мостов из дерева, позднее - металлических. Подобными проектами не могло похвастаться ни одно европейское государство. Кулибин построил модель дерев янного моста в Vio настоящей величины. Модель осматривала специальная комиссия Академии наук. Поздравляли. Но мост так и не построили: модель, простояв 23 года, сгнила, рухнула. Обреченным оказалось и его изобретение „машинного судна”, двигающегося против течения за счет энергии самого течения. Проекты великого изобретателя, затасканные по чиновничьим папкам, пожелтевшие на министерских столах, так и не вошли в жизнь людей.