Найти тему

Великий изобретатель России. Иван Петрович Кулибин.

И. П. КУЛИБИН

Великий

изобретатель

России

В одном из залов Эрмитажа в Ленинграде вы можете уви­деть часы „яичной фигуры”. Три года работал над этим подарком для Екатерины II Иван Петрович Кулибин. Этот уникальный механизм, состо­ящий из 427 деталей, - един­ственная до конца завершен­ная и овеществленная мечта великого изобретателя.

Его крупнейшие работы так и не увидели свет. Часовщик-самоучка мечтает о массовом производстве и готов отдать в любую ма­стерскую свои карманные планетные часы в высшей степени оригинальной конструкции. Никому не нужно. Предлагает царице сделать „подъемные кресла” - лифт в Зимнем дворце. Не стали делать лифт. Кулибин изобретает самодвижущийся педаль­ный экипаж. Но никому не нужна его „самокатка”. Усо­вершенствует спуск на воду вновь построенных кораблей. Чертежи кладутся под сукно. Он предлагает изготовлять протезы для инвалидов, пост­роить оптический телеграф... Но производство протезов на­чинается за рубежом, куда увез одну из моделей пред­приимчивый иностранец, а строительство телеграфа на­чинается только через 40 лет по проекту француза Шато. Проект был ничуть не лучше кулибинского. И вроде бы жаловаться ему не на что: почти все прошения на „вы­сочайшее имя” удовлетворя­ются, даже медаль приказала выбить царица в его честь, за один лишь грандиозный фейерверк в Царском Селе пожаловала ему две тысячи рублей. Потемкин осыпал ми­лостями за слона-автомат, потешавшего гостей князя в Таврическом дворце. Швед­ский король Густав IV сказал: „Этот человек одарен не­обыкновенными талантами”. Но когда нужны были не сла­вословия, а дело, когда не для потехи, а для серьезной работы требовалась помощь, перед изобретателем возни­кала стена равнодушия, проч­но цементированная сиятель­ным бюрократизмом. Десятилетия потратил Кули­бин на проектирование снача­ла одноарочных мостов из де­рева, позднее - металличе­ских. Подобными проектами не могло похвастаться ни од­но европейское государство. Кулибин построил модель де­рев янного моста в Vio настоящей величины. Модель осмат­ривала специальная комиссия Академии наук. Поздравля­ли. Но мост так и не построи­ли: модель, простояв 23 года, сгнила, рухнула. Обреченным оказалось и его изобретение „машинного судна”, двигаю­щегося против течения за счет энергии самого течения. Проекты великого изобрета­теля, затасканные по чинов­ничьим папкам, пожелтевшие на министерских столах, так и не вошли в жизнь людей.