ttps://unsplash.com/photos/JyepCoDqics
Вы, конечно, знаете хотя бы одного человека, который стал жертвой пирамиды, постоянно в поиске быстрого обогащения, искренне верит в фальшивые новости и теорию заговора, потратил небольшое состояние на советовы у своего личного медиума.
Кроме того, люди естественно тяготеют к щекочущим и сенсационным ощущениям. Подумайте об автокатастрофах, авиакатастрофах, людях, которые попались на скам(обман в интернете) и потеряли сбережения.
Писательница Захра Барнс объясняет это людским инстинктом. С одной стороны, видя боль других, мы можем быть уверены в собственной безопасности.
И это также позволяет нам испытать некую форму эмоционального бегства. Она сравнивает восторг от услышанного о трагедиях других людей с восторгом от катания на американских горках:
«Когда вы едете в парк развлечений и стремительно приближаетесь к тому, что кажется верной смертью, вы в восторге от ужаса, охватившего вас, но не подвергаете себя реальной опасности»
Хотя наука может легко объяснить, почему мы так тяготеем к трагедиям или скандалам, более интересен вопрос, почему некоторые люди такие доверчивые?
Барнумский эффект
Многие эксперты считают, что дело в эффекте Барнума. Названный в честь шоумена и мистификатора П.Т. Барнума, эффект описывает, как люди часто готовы верить описаниям личности как специфическим для них, хотя на самом деле они являются довольно общими и могут применяться к любому.
Ниже приводятся примеры таких заявлений:
- "Иногда ты тратишь слишком много усилий на проекты, которые не срабатывают."
- "Вы предпочитаете перемены и не хотите чувствовать себя ограниченным в том, что можете сделать."
- "Хотя у тебя есть некоторые слабости, ты очень стараешься преодолеть их и стать лучшим человеком."
Должно быть, вы согласитесь с этими утверждениями. Следовательно, эффекта Барнума действительно работает.
В основном, так экстрасенсы и волшебники строят свой бизнес. Неудивительно, что этот эффект лучше всего работает с позитивными или комплементарными высказываниями, поскольку люди, как правило, не любят признавать в себе негативные качества.
От магии к маркетингу
Эффект Барнума также превратился в мощную маркетинговую стратегию. Всякий раз, когда компании продвигают персонализированные товары или товары, "рекомендованные для вас", они пытаются установить ту же личную связь один на один, что и вышеупомянутые общие утверждения.
МЛМ-пирамиды нанимают консультантов, используя схожую технику, часто копируя общий сценарий, разработанный, чтобы каждая «жертва» почувствовала себя уникальной.
Апелляции начинаются с лести по поводу вашей внешности, а затем следуют слова: "вы идеально подходите для этого". Продажа препарата или косметического средства внезапно превращается в персональный подбор персонала, разработанный специально для вас. И результаты говорят о том, что эта стратегия работает.
Отчет AARP за 2018 год показывает, что 20 миллионов американцев участвовали в организации МЛМ, хотя половина из них потеряла деньги, а почти треть вообще не заработала денег.
Между тем, в недавней статье в New York Times сообщается, что 41% американцев верят в экстрасенсов, при этом индустрия экстрасенсорных услуг неуклонно растет и в 2018 году достигла более 2 млрд. долларов дохода.
Трудности делают тебя более доверчивым
То, почему некоторые люди более уязвимы к мошенничеству, может быть связано с их личной историей. По данным исследования, проведенного Лейстерским университетом в 2006 году, те, кто больше страдал от трагедий и лишений в детстве, с большей вероятностью будут доверчивее в дальнейшей жизни.
Например, они могут больше поддаваться давлению со стороны сверстников, их легче ввести в заблуждение, и они находятся в большей степени под влиянием средств массовой информации.
Неблагоприятные события включают серьезные заболевания или травмы, развод родителей или смерть близких, трудности на работе, издевательства в школе или статус жертвы преступления.
Эти выводы резко контрастируют со стереотипом, согласно которому невзгоды "ужесточают" вас - по словам исследователей, большинство людей меньше доверяют своим собственным суждениям.
Это происходит потому, что люди, постоянно сталкивающиеся с трудностями, начинают ассоциировать эти негативные последствия со своими собственными действиями.
Представьте себе, что с вами происходит ряд ужасных вещей - в какой-то момент вы начнете верить, что общим знаменателем всего этого опыта являетесь вы. Неудивительно, что ты начинаешь чувствовать, что это твоя вина.
Итак, когда вы получите письмо, о том, что именно вы - человек, который идеально подойдёт для этой новой, захватывающей возможности; или астролог обещает вам, что новолуние следующего месяца откроет для вас финансовые проблемы; или вы видите картинку на Facebook, которое утверждает, что все ваши проблемы являются виной конкурирующей политической партии, обратите внимание, не хотите ли вы, чтобы все это было действительно так?
Не хотите ли вы переложить ответственность за свою жизнь на кого-то друго?