Найти тему

Что же не так с высшим образованием в СНГ?

Высшее образование, в представлении большинства людей, это престиж, перспективы, светлое будущее и работа мечты в одном флаконе. Безусловно, у человека с высшим образованием в разы больше шансов реализовать себя как личность и с гордостью пройти путь под названием жизнь. Однако многие не осознают, что высшее образование в ряде стран СНГ зачастую не только не соответствует общепризнанным мировым стандартам, но и вовсе недостойно называться «высшим» (да и «образованием» – тоже).

Намек на сложность высшего образования лежит в самом его названии – слово «высшее» как бы намекает нам на высокие требования и высокую нагрузку, возлагаемую на студентов. Бессонные ночи, тысячи страниц не самой интересной (и полезной) литературы, бесконечные задания, проекты и… долгожданная защита диплома. И что же ждет после? А после, устраиваясь на работу, ты встречаешь своего давнего знакомого, одногруппника Петю… Петя далеко не глупый парень, однако трудолюбием Петя был обделен с самого детства. Несмотря на это, Петя с легкостью получил степень Бакалавра. И нет, Петя никакой ни вундеркинд и уж точно ни гений. Пете просто повезло с родителями.

И вот проходит еще пару месяцев, и Петя становится твоим непосредственным начальником. Автор ни в коем случае не осуждает Петю, ведь глубоко в душе Петя и сам понимает (ну или не понимает), что так быть не должно, однако соблазн воспользоваться своим положением, у Пети, очень велик. Ведь Петины родители близко дружат с владельцем компании, куда вы с ним устроились. Знает ли Петя больше чем ты? Вряд ли. Больше ли у него умений и навыков? Маловероятно. Но ведь Петя, как и ты – закончил вуз и получил научную степень. Наверное, Петя так же, как и ты вкалывал в поте лица и жертвовал временем ради диплома высшего учебного заведения? НЕТ. Петя вообще не должен был поступить в вуз, однако с легкостью сделал это, еще и попал на бюджет. И во всем этом виноваты…. Нет, не родители Пети. Их можно понять, ведь родители готовы на многое ради светлого будущего своего ребенка. Виноват сам вуз. Хотя какой это к черту вуз, если в нем с легкостью отучился Петя?

Автор серьезно обеспокоен престижностью вузов СНГ. Речь не о горстке топовых вузов, типа МГУ и Назарбаев Университет, (Господи прости). Но если и там копнуть поглубже, можно узнать много интересного. Речь о простых региональных вузах, которые с каждым годом плодят таких «Петь» направо и налево (на момент написания статьи автор не использовал официальную статистику, а полагался лишь на собственный опыт и наблюдения).

Кроме Пети, в вузах СНГ также встречаются «Никиты». Если у Пети была хоть какая-то цель, то Никита поступил в вуз лишь для того, чтобы отсрочить службу в армии. Никита вообще не понимает, что происходит на лекциях, кроме того, он и не прилагает никаких усилий, чтобы понять. Такие «Никиты» очень важны вузу (более того, нужны настолько, что их могут принять, даже если они не переступили пороговый балл, могут взять, по всем известным нам методам – но мы же не разоблачаем здесь коррупционеров – так что едем дальше). Никиты нужны вузам, ведь они учатся на платном т.е. платят деньги за образование, обеспечивая стабильное материальное состояние университета (в который, кстати, вкладывается и государство, однако если есть потребность в «Никитах», то с этим финансированием точно что-то не так, но сейчас не об этом). И вот, проведя 4-5 лет в вузе, Никита выпускается с дипломом Бакалавра. С ТАКИМ ЖЕ ДИПЛОМОМ, КАК У ТЕБЯ. Вручив диплом бакалавра, хоть и с оценками похуже, вуз как бы ставит знак равно между Никитой и тобой. И так как Никита понятия не имеет о том, что он учил все эти годы, ему не удается найти нормальную работу по специальности. Он вынужден устраиваться на сомнительные должности в сомнительных фирмах, а

его диплом Бакалавра остается пылиться на полке. По большому счету, Никита — это тот же Петя, но без богатых родителей и гарантированного успеха.

Для тех, кто еще не понял, к чему я клоню: престиж вуза – это в первую очередь талантливые студенты и успешные выпускники (пока в теории, конечно же). Ни богатые родители, ни способ избежать чего-то, или удовлетворить волю родителей, наивно полагающих, что диплом — это ключ к светлому будущему. Престиж вуза – это талант, цели и стремления абитуриента, прибавленные в дальнейшем к успеваемости студента, и в конечном итоге, поделенные на успешное трудоустройство. Увеличивая числитель, мы увеличиваем результат отношения: чем талантливее и целеустремлённее абитуриенты, а после студенты, тем выше престиж вуза. Таким образом, автор пытается протолкнуть одну простую мысль – крайне важно отсеивать Петь и Никит уже на этапе поступления. Высшее образование должно быть челленджем, квестом, который ты проходишь как «ветеран» боевых баталий из небезызвестных игр. В вуз надо идти осознанно, имея четкую цель и видения себя в окружении новых знаний и возможностей. Если не знаешь, зачем тебе высшее образование, то оно тебе никак ни поможет добиться успеха в жизни (да, можно найти цель, находясь уже в пути, однако шанс не так велик).

Взглянем правде в глаза – крайне редко 18-ти летний подросток способен понять, чего он действительно хочет (учитывая, что у нас так живет больше половины населения СНГ – ходит на работу, которую ненавидит, живет с женщинами и мужчинами, которых не любит) – и казалось бы, почему? Да потому что им сказали «надо»! Сказали родители, при поступлении в вуз, сказало общество. А почему они их послушали? Потому что «их» вариантов совсем не было, а тут уже все готово, и за тебя решено.

Мы еще вернемся к этой теме, и более глубоко копнем в мотивы людей, выбирающий ту или иную профессию и идущий на поводу у взглядов со стороны.

Возвращаясь к теме этого топика – существует несколько очевидных шагов к повышению престижности и улучшении ситуации в наших вузах: как и в далекие 17-18 века, смотреть придется на запад (да-да, тот самый загнивающий запад). Возьмем за основу примеры со стран Европы, и не только. Мир не стоит на месте: регулярно появляются новые точки притяжения и завлечения талантливых молодых людей: в юго-восточной Азии, Индии, Латинской Америки – даже там, нам есть чему поучиться.