Найти тему

Михаил Врубель. Гадалка и туз «Пик».

Михаил Врубель, Государственная Третьяковская галерея, 1895. Холст, масло. 135х86,5
Михаил Врубель, Государственная Третьяковская галерея, 1895. Холст, масло. 135х86,5

Когда я впервые увидел эту картину, то она меня тронула. И тронула не столько языком написания, сколько смыслом, который вложил художник в образ женщины и карт. Обратите внимание на лицо Гадалки. Оно напоминает византийские образы, изображенные на стенах православных церквей. М. Врубель, будучи под покровительством профессора А. В. Прахова, работал над реставрацией Кирилловской церкви XII века в Киеве. Мне кажется, из этих воспоминаний, возможно неосознанно, явился некий лик, который он изобразил. В ее черных, пронзительных глазах можно увидеть что-то магическое, то что невозможно потрогать, а только почувствовать. Она смотрит на тебя, и через твои собственные глаза проникает куда-то внутрь твоего существа, и видит тебя настоящего, без скорлупы. Она знает, что будет дальше и это знание наделяет ее силой. Вглядываясь в ее глубокие глаза, у меня возникает два противоречивых чувства: я хочу на нее смотреть, ибо она притягивает меня словно под гипнозом; и я боюсь на нее смотреть, ибо страшусь голой правды о себе. Но судьба делает выбор за меня – и гадалка бросает из колоды карт на пол туза. Туза «Пик».