Найти в Дзене

Из Архангельска в Одессу на буксире и портовом кране

В 1926 году советские моряки совершили беспрецедентный переход из Архангельска в Одессу вокруг Европы на тринадцати маломерных судах. В то время этому особого внимания не придали, новость промелькнула в газетах, а потом и вовсе была забыта. В двадцатых годах прошлого столетия в Черноморском флоте молодой советской республики чувствовалась нехватка плавсредств. Денег на покупку иностранных судов не было, а возрождающиеся после двух кровопролитных войн судостроительные верфи не успевали строить корабли. В то же время в Архангельске был переизбыток портовых плавсредств. В Первую мировую войну туда перекинули много судов из балтийских портов, и они стояли без дела. Единственный возможный путь переброски судов был в обход Европы через Атлантику и Средиземное море. Это было довольно рискованное предприятие, особенно если учесть, что портовые суда не рассчитаны на переход в таких условиях. Но если родине это нужно, значит, надо работать. Караван из тринадцати небольших корабликов был собран,

В 1926 году советские моряки совершили беспрецедентный переход из Архангельска в Одессу вокруг Европы на тринадцати маломерных судах. В то время этому особого внимания не придали, новость промелькнула в газетах, а потом и вовсе была забыта.

В двадцатых годах прошлого столетия в Черноморском флоте молодой советской республики чувствовалась нехватка плавсредств. Денег на покупку иностранных судов не было, а возрождающиеся после двух кровопролитных войн судостроительные верфи не успевали строить корабли. В то же время в Архангельске был переизбыток портовых плавсредств. В Первую мировую войну туда перекинули много судов из балтийских портов, и они стояли без дела.

Единственный возможный путь переброски судов был в обход Европы через Атлантику и Средиземное море. Это было довольно рискованное предприятие, особенно если учесть, что портовые суда не рассчитаны на переход в таких условиях. Но если родине это нужно, значит, надо работать.

Караван из тринадцати небольших корабликов был собран, экипаж набирали только из добровольцев. Примечательно, что почти никто из старых моряков в этот поход не пошел, в основном рискнули молодые да горячие. Начальником каравана назначили полярного капитана Рудольфа Гутерштрассера.

Караван вышел из Архангельска 17 июля 1926 года. В его составе были буксиры, землечерпалки, самоходные землесосы и один плавучий кран.

Трюмы суденышек были слишком малы, и угля в них много не помещалось, что не позволяло совершать им дальние переходы. Однако моряки придумали хитрый способ – одни под завязку забили углем землечерпалки, и когда море было спокойным, перегружали его на другие корабли при помощи подъемного крана. А при первой возможности пополняли запасы.

Эскадра этих маленьких неморских судов прошла через два океана и восемь морей, пережила несколько сильных штормов. Иностранные корабли, увидев в море эту странную процессию, приветствовали героев и некоторое время сопровождали их.

В Роттердаме пришлось долго дожидаться очереди на загрузку угля, потому что британские шахтеры бастовали – у порта столпилось около 200 судов. Караван прождал здесь три недели.

Во французском Шербуре перед входом в гавань столкнулись два судна из каравана и трое суток прождали, пока им не разрешили встать в док на ремонт. После ремонта караван попал в шторм в Бискайском заливе.

Капитан Гутерштрассер рассчитывал догрузиться углем в Испании, однако ни в один испанский порт их не пустили – после военного переворота 1923 года к гостям из СССР относились с предубеждением.

Они вошли в Средиземное море, но и в алжирский порт Оран русский караван тоже не пустили, боялись «большевистской заразы».

Впрочем, угля было достаточно, и его хватило чтобы дойти до Италии. Через несколько недель плавания караван подошел к порту Катания на Сицилии, где их суда загрузили углем.

Покинуть гостеприимный остров смогли не сразу – пришлось отстаиваться под защитой скалистых берегов, дожидаясь, пока пройдет циклон с Ионического моря.

Дальше они шли уже без особых приключений, погода благоволила путешественникам.

Караван вошел в Черное море и уже 22 ноября 1926 года моряков встретила Одесса.

В общей сложности караван прошел 6100 миль, потратив на это чуть больше четырех месяцев.