Найти тему

Марк Тулий Цицерон и его теория благоразумия и умеренности

https://i.pinimg.com/564x/c2/df/85/c2df858af46292984f4eb7fae7644e85.jpg
https://i.pinimg.com/564x/c2/df/85/c2df858af46292984f4eb7fae7644e85.jpg

Марк Тулий Цицерон, прежде всего, является древнеримским политическим деятелем, так же занимавшимся адвокатскими практиками. Интересно узнать, что он думает о том, что говорят рабы на допросах, об их наказании, и прежде всего, пытках

Не беря во внимание тот огромный пласт текстов, написанных Цицероном, не обращая внимание на то, какой незаурядной и выдающейся личностью он был, этот тот человек, который на протяжении почти полувека занимал одну из важных ролей в театре действий на общественно-политической арене в Риме, его отношение к рабству не привлекло особого внимания, не рассматривалось и положение адвоката, политика или частного лица в условиях такого основополагающего для древних менталитов института как рабство.

Цицерон, как уже отмечалось ранее , не простой человек и в связи с этим ставится вопрос: действительно ли противоречия, происходящее в уме человека не отражают фундаментального противоречия, наблюдаемого в эпохе?

Так как Цицерон помимо всего прочего был адвокатом, то его отношение и реакция на проблему, в первую очередь зависит от положения его клиента. Что касается свидетельств рабов, то иногда он придает им большое значение и внимание: так, например, когда Цицерон хотел продемонстрировать то, какую развратную жизнь ведет один из влиятельных граждан Рима, который является обвиняемым, он без всяких сомнений раскрывает факты, известные из откровений рабов. Он утверждает, что один из рабов обвиняемого в ходе допросов, сказал, что застал его виновным в отвратительной измене со своей сестрой. Напротив, когда дело доходит до его подзащитного, он выражает искреннее удивление «откровениями рабов».

Касательно пыток рабов, то мнения его разделились. С одной стороны, конечно, он считает недопустимым и неприемлемым, чтобы к гражданину применялись малейшие пытки, но с другой, у него нет таких угрызений совести в отношении рабов, по крайней мере, когда того требуют интересы его клиента. Адвокат, невозмутимо, описывает варварские практики и сам поддерживает, по крайней мере, жесточайшие процедуры. Таким образом, очевидно, без малейшего возмущения он описывает быструю смерть раба, на котором были проведены испытания на отравление. Применение пыток является нормальным, когда они благоволят его клиенту, так в деле Росцио из Америи он протестует, потому что его клиент не получает права заставить своих рабов ответить на вопрос, "что такое спасение невиновных", чтобы доказать свою невиновность; эти рабы были ранее задержаны врагом Росция и Цицерона, он говорил восклицая «даже сейчас именно я прошу вызвать их на допрос, Росций просит вас об этом, прося вас от имени богов».

В своем выступлении Цицерон выразил возмущение тем, что сицилийские рабы, обвиняемые в заговоре, что является непростительном для Цицерона преступлении, были избавлены от страданий, которых они заслуживают: "Эти рабы, доставленные для пыток по обычаю предков, затем должны были понести наказание у них должны были отнять руки". В случае измены (господину), считал Цицерон "удары кнутов, горящие утюги и высшие мучения осужденных, эти объекты страха для всех остальных, которые попытаются совершить подобное, такие пытки и распятие являются законными".

Цицерон отстаивает законность от имени мажоритарной молитвы, и государство превалирует над естественной склонностью к разному рода поблажкам. Тогда почему этот всплеск жестокости, с чем это связано? В одном из своих трактатов Цицерон утверждал, что эти рабы "были осуждены по общему праву за преступление против личности и существование всех свободных людей". Адвокат присоединяется к политику, который, как известно, больше всего боится беспорядков и требует высшей степени мучительных наказаний, чтобы запугать всех тех, кто будет испытывать на прочность установленный порядок. Необходимость есть закон. Цицерон считает эти методы безопасными; они имеют профилактическое значение в качестве примера поддержания общественного порядка и предупреждения любых преступлений против природы, таких как кровосмешение и сговор. В публичных выступлениях Цицерон четко разъясняет свою позицию. Такая практика, говорил он полезна, но "Афиняне и родийцы, просвещенные люди, используют его не только для рабов; мудрейшие римляне, которые не одобряют вызова рабов на допрос, чтобы сообщить против собственной мафии, тем не менее признали этот метода случае кровосмешения и в заговоре, предупрежденном при моем консульстве".

Таким образом, пытки допустимы в серьезных ситуациях, но должны применяться осторожно и непредвзято: Цицерон признает два ограничения в применении данного метода. Первое, полученные ответы на этих допросах должны быть сопоставлены с естественными и предполагаемыми доказательствами. Это по его мнению теория благоразумия и умеренности. Второе, Цицерон осуждает любые акты ненужной жестокости: он возмущен, когда госпожа отрезает язык рабу, чтобы избежать осуждения, "заставлять рабов страдать можно, но по уважительным причинам, но также нужно и щадить рабов, пока они не примут участие в заседании суда".