Найти в Дзене
Анатолий Подшивалов

По полю танки грохотали… или зачем нужны сказки, если забыты реальные герои?

Чем дальше уходят в вечность Великая Отечественная и люди, принесшие нам Победу, тем актуальнее эта тема для нас, ныне живущих и приходящим им на смену. Про войну пишут писатели и снимают фильмы режиссеры, знающие о тех тяжелых годах только из рассказов родственников, книг и фильмов, написанных и снятых настоящими фронтовиками. Поэтому суровая правда войны подчас искажается, сознательно или неосознанно, в угоду сиюминутным целям или просто по незнанию. Причин может быть множество, но факт остается фактом: только люди, видевшие войну за выживание нашего народа, создавали пронзительные произведения, которые являются и будут являться нашим культурным фондом, пока стоит наша земля. В последние время снимается достаточно много художественных кинофильмов, вызывающих неоднозначную реакцию в обществе, в том числе и с точки зрения военной истории. В последнее время в отечественном кинематографе широко представлена «танковая» тема. Сначала ждали фильм «Танки», где обещали рассказать о Михаиле Ильиче Кошкине - конструкторе Т-34. Действительно, в фильме действует такой персонаж и даже рассказывается о знаменитом пробеге опытных танков Т-34 по маршруту Харьков-Москва. На этом сходство заканчивается… Появляются немецкие шпионы (начиная с механика-водителя одного из танков, который свободно фотографирует в КБ секретные чертежи: кто бы его туда пустил?! Одного шпиона явно мало, и Рейх доставляет в СССР целую мотомеханизированную группу на мотоциклах БМВ с пулеметами МГ-42 («попаданцы», наверно, из 1942 года…). Кроме того, на пути танкистов становятся вооруженные белоказаки с погонами, в станицу которых (это под Харьковом в 1940 г,!?), оборудованную ржавыми железными укреплениями в силе «стим-панк» и доставляют захваченные танки (казаки приняли их за тракторы). Начинается бой немецких диверсантов с казаками, в решающий момент которого раздается выстрел из танкового орудия (припрятал заряжающий снаряд – видимо, специально перед поездкой в Москву, к товарищу Сталину). Благодарный атаман заправляет танки солярой и они отправляются в путь. Потом еще одна попытка диверсантов догнать ночью на мотоциклах танки и прорезав газорезкой в броне отверстие, попытаться газом (?!) отравить танкистов. Но это все – враги, а ведь и свои не дремлют: батарея РККА обстреливает танки штатными бронебойными снарядами – безрезультатно, с нескольких сотен метров танки неуязвимы… Преодолев все препоны и окончательно расправившись с немцами, все же практически уже захватившими один танк, и разоблачив мехвода-шпиона, Кошкин и его команда прибывают в Москву и показывают танки на Красной площади товарищу Сталину. При этом все события происходят летом, при хорошей погоде, а не как в реальности, в марте 1940 г., в условиях бездорожья и снежных заносов, в сырости и холоде, отчего Михаил Ильич простудился и вскоре умер от осложненной пневмонии. Видимо, создатели сказочки не стали травмировать этим фактом незрелую психику зрителей. После этого ненаучно-фантастического «шедевра» все с нетерпением ждали выхода фильма «Несокрушимый», где, как упоминалось в анонсе, будет рассказано о реальном подвиге экипажа танка КВ-1 под командованием лейтенанта Коновалова в июле 1942 г. Как известно, в это время немцы рвались на Дон и Кавказ, контратаковав после неудачного и плохо подготовленного летнего наступления РККА. Танк лейтенанта Коновалова отстал от своих в результате поломки. Для ее устранения был прислан техник-лейтенант Серебряков, которому удалось отремонтировать КВ-1. Далее появилась на бронеавтомобилях разведка колонны противника, преследовавшего отступающие части РККА. Лейтенант принял бой, умело маневрируя и меняя позиции, в результате чего у противника сложилось впечатление, что против них действует подразделение тяжелых машин. Экипаж КВ-1 уничтожил 16 танков (легкие чешские 35 (t)и немецкие танки Pz II и III ранних модификаций), 2 бронеавтомобиля, и 6 грузовиков с пехотой и, самое главное, на сутки задержал врага. Лишь подтянув зенитное орудие на прямую наводку, гитлеровцам удалось поразить танк. Оставшиеся в живых скрытно покинули машину через люк в днище и стали уходить на восток, к своим. Им удалось захватить, напав врасплох на отдыхавший экипаж, танк Pz-III и на нем прорваться через линию фронта. Чтобы не подстрелили свои, танкисты развернули орудие в сторону немцев и открыли шквальный огонь по ним. Героев уже считали погибшими - на следующий день ночью к месту боя вышла разведка, которая обнаружила настоящее побоище немцев и один сожженный КВ, рядом лежали тела танкистов, из чего разведчики сделали вывод, что все погибли. На родину танкистов ушли похоронки, а командир полка подписал на Коновалова представление к званию Героя. Тем временем, Коновалов продолжал воевать в другой части еще три месяца на захваченном танке, потом его все-таки разыскали (оперуполномоченный НКВД, которому дали приказ разыскать дезертира Коновалова, когда выяснилось, что тот жив). Но, в отличие от часто показываемой в фильмах последних лет ситуации, где оперуполномоченные НКВД сплошь садисты и палачи, этот офицер НКВД (и таких было все же большинство!) разобрался в том, что перед ним – не дезертир, а настоящий герой. Звезду Героя Коновалову вручили уже в 1943, а после войны подполковник Коновалов вернулся в Казань, прослужив в армии до 1956 г. В фильме отступление названо наступлением, видимо постеснялись авторы фильма правды войны. Как же школьникам объяснить, как немцы дошли до Сталинграда – большинство из них думает, что фашисты вышли к Волге еще в 1941, ведь «стеснительные» учителя не сообщают о летнем отступлении 1942 г. (в фильме упоминается о том, что немцы отброшены от Москвы и мы наступаем). Коновалов в фильме – капитан, но командует не ротой и даже не взводом, а одним танком КВ-1. Видимо, насмотревшись голливудских фильмов, создатели «Несокрушимого» показали Коновалова этаким жестким командиром, для завоевания авторитета устраивавшем марш-броски «пешим-по-танковому» и выполнение нормативов посадки в танк. Странное, мягко сказать, завоевание авторитета у экипажа, который после этого начинает тихо ненавидеть вновь прибывшего командира. Одновременно с Коноваловым (после этого я уже приготовился считать его однофамильцем героя-лейтенанта) в часть вместе с танками Т-34- 85 (как сказано, с Кировского завода, наверно, все же имеется в виду не Ленинградский, а Челябинский Кировский завод, но на последнем производство танков Т-34-76 началось лишь в августе 1942 г., кроме того, про Кировский завод в Ленинграде знают все, а вот про Челябинский с тем же названием – лишь немногие), прибывает жена Коновалова, талантливый инженер-технолог, о которой уже ходят, как об уникальном специалисте, легенды в войсках.

Мифическая жена Коновалова
Мифическая жена Коновалова

Она тут же ремонтирует все проблемные танки части, включая и самый изношенный КВ-1 мужа (при этом вначале супруги никак не афишируют то, что они - Коноваловы). Из-за нежных чувств замполита к прибывшему инженеру возникает драка замполита-майора и капитана Коновалова в кругу оживленно комментирующих потасовку бойцов (разве что тотализатора нет). Заканчивается все, нет, не трибуналом, а дружеским футбольным матчем в присутствии разнявшего драку полковника. Но завтра – наступление, а танк Коновалова никак не хочет заводиться, поэтому он и его бойцы идут в бой в составе танкового десанта. И тут один из ремонтников сообщает жене Коновалова, что, неподалеку, в лесу остался замаскированный, нет, не рояль в кустах, а целый КВ-1, заправленный и с боекомплектом. Инженер Коновалова заводит танк и тут как раз объявляется муж в о главе экипажа (самовольно покинувшие поле боя). Они садятся в танк и тут появляются немцы силой БТР с пехотой и три взвода Pz IV Ausf.H с длинноствольным орудием и дополнительными броневыми экранами на гусеницах. Первым же фугасным снарядом Коновалов уничтожает гусеничный БТР, а затем начинает методично расстреливать обходящие его с флангов танки противника (как только поворачиваться успевает при этом!). Катастрофическое положение немцев не спасает даже противотанковая батарея, которой Коновалов придает очень большое значение в смысле опасности для его танка, а ведь орудие Pz IV Ausf.H точно такое же, но оно броню КВ почему-то не берет… В общем, последний немецкий танк все же подбивает КВ, оставшиеся в живых трое танкистов захватывают подбивший их танк врага и прибывают на нем в расположение части. Дальше идут титры, из которых следует, что это был показан действительно подвиг Коновалова, случившийся реально, за который как следует из текста «экипаж был удостоен правительственных наград», а сказать, что Коновалов стал Героем Советского Союза, видимо, опять постеснялись. Не постеснялись же, наверно, для придания дополнительных зрительских симпатий, ввести в качестве одного из главных действующих лиц, мифическую жену, в ладно сидящих на стройной фигурке кожаных куртке и облегающих бриджах, заправленных в модельные хромовые сапожки, аккуратно причесанную и с макияжем… Был, конечно, в истории семейный экипаж супругов Бойко, сражавшийся на приобретенном за личные средства танке, но это исключение – война, тем более в танке, не женское занятие… Конечно, фильм снят зрелищно и динамично, но это не историческая правда, а пародия на нее, тем более что про подвиг экипажа Коновалова можно было бы снять не менее интересную , но правдивую картину, без странных взаимоотношений странных офицеров, мифических танков (Pz IV c длинноствольным орудием и дополнительными броневыми экранами появился в 1943, а Т-34-85 – вообще в 1944 г), отсутствия какой-либо тактики боя (впечатления свободной охоты танков в первые 15 минут фильма – танки ездят по полю и стреляют друг в друга, как в компьютерной игре), огромного пространства танка (прямо однокомнатная квартира). Про эпизоды, касающиеся тактики боя КВ-1 с превосходящими силами противника мы просто умолчим, чтобы не перегружать деталями статью – скажем только, что с реальностью она ничего общего не имеет. Видимо, прошли те времена, когда режиссеры приглашали профессиональных консультантов и историков, теперь они считают, что лучше знают то, как снимать фильмы про войну, да и сами продюсеры, режиссеры и актеры, за редким исключением, в армии не служили, так что предмет знают понаслышке, копируя голливудские фильмы вроде американского блокбастера «Ярость». Посмотрев такое кино, подросток проникнется сознанием того, что война строится на тех же взаимоотношениях, что и в его дворовой компании, а танки наши действительно были «Несокрушимыми» (что же они тогда отступали до Сталинграда?). В угоду зрелищности принесена правда... А ведь умная пропаганда строится не на пустом, часто просто смешном вымысле, а на донесении языком киноискусства правды о страшной и суровой войне, о героизме ее простых тружеников, о том какой ценой была оплачена наша Победа. Только тогда подрастающее поколение проникнется этими истинами (а не компьютерными играми на экране), и можно надеяться, что они станут, в случае необходимости, настоящими воинами и защитят Родину от сильного и коварного врага. Наконец, на экраны страны в новогодние каникулы вышел фильм «Т-34», который загодя сопровождался массивной рекламой, обещавшей фильм, основанный на реальных событиях, с бережным отношением к исторической правде, а также неслыханные в истории спецэффекты и выдающуюся игру выдающихся актеров отечественного кино! Что же мы видим сейчас? Несомненный кассовый успех, стоит порадоваться за создателей фильма! По телевизору мы видим радостные лица зрителей, особенно молодежи; «фильм понравился, классное кино, красиво, показано как в танке внутри и т.д.». Реакция Министра культуры: «Мы в восторге!». Вместе с тем, посмотрев фильм, я вовсе не разделяю эти восторженные отклики, поэтому позвольте остановиться на этом фильме. Как было заявлено, фильм является ремейком советского фильма «Жаворонок» о подвиге советских танкистов, совершивших побег на танке с полигона, где испытывались на движущихся мишенях – танках Т-34, ведомых узниками концлагеря, новые бронебойные снаряды гитлеровцев. Уже после первых минут просмотра стало ясно, что новый фильм взял только эту идею сюжета, но представлено и снято все совершенно иначе. Поэтому мы будем рассматривать два этих кинофильма в сравнении. Ожидалось, что мы увидим современный, мужественный и суровый фильм о Великой Отечественной войне, унесшей немыслимое количество жизней, принесшей смерть и горе в каждую семью, великой трагедии 20 века. Что же на экране? А на экране мы видим как бы приквел (раз фильм снят в лучших голливудских традициях, будем пользоваться соответствующими терминами), общими для «Жаворонка» и «Т-34»: младший лейтенант Николай Ивушкин, вчерашний курсант без боевого опыта, прибывает в часть, ведущую тяжелые оборонительные бои под Москвой. По пути полуторку с полевой кухней на прицепе обстреливает немецкий танк. Почему-то он стреляют бронебойными снарядами, а не осколочно-фугасными, которые даже при отсутствии прямого попадания, превратили бы машину, кухню, Ивушкина в роли водителя и водителя в роли пассажира, в решето - и на этом бы все и окончилось. Но все благополучно прибывают в часть и боевой израненный командир представляет Ивушкина его экипажу, уже имеющему боевой опыт. Ивушкин сразу же начинает «качать права»: почему боеприпасы не там, капонир на полтора метра короче (причем из поставленной задачи следует, что капонир им вовсе не нужен – они завтра идут в бой) - видимо, так режиссер представляет установление отношений командир-экипаж. Дальше бой, где главные герои фильма: положительный – Ивушкин и отрицательный – гауптман Ягер, вступают в поединок, который будет длиться весь фильм. Утром мы видим походную колонну из роты танков и двух бронетранспортеров с пехотой, движущуюся на деревню, защищаемой горсткой пехотинцев с ручным пулеметом и единственным приданным им танком Ивушкина. Судя по всему, это конец ноября 1941 г в 30-35 км от Москвы с северо-западного направления, то есть, историчность соблюдена.

Колонна немецких танков под Москвой, 1941 г
Колонна немецких танков под Москвой, 1941 г

Танки представлены вполне реально: Pz-II и Pz-III. Ягер весьма импозантен – в черной танковой форме с черепами на петлицах (не путать с формой ваффен-СС – эсесовцем он станет позже) и форменной фуражке вермахта, с бородой (объясняет подчиненному, что так теплее в русские морозы).

Гауптман танковых войск Ягер (еще не эсэсовец)
Гауптман танковых войск Ягер (еще не эсэсовец)

Едет, по пояс высунувшись с биноклем из командирской башенки, но тут зачем-то советская пехота демаскирует себя, выставив бутафорскую пушку (неужели хотели напугать?), которую танк Ягера разбивает первым же выстрелом. Вообще, Ягер весьма беспечен, хотя уже капитан и воюет не первый месяц: он не озаботился разведкой и охранением, так и идет походной колонной в виду противника. И тут же наказан Ивушкиным – дождавшись, пока два вражеских танка со-створились, он одним выстрелом поражает оба навылет (фанерные они, что ли?). Дальше начинается танковый бой. Следует отдать должное операторам и компьютерщикам – все красиво (хотя не всегда логично, как и ранее). Мы видим цели в танковом прицеле, видим работу экипажа в танке – это несомненное достоинство фильма – красивая картинка на всем его протяжении. Во всем фильме снаряды летают медленно-медленно, прямо перед носом, сначала это интересно, но потом как-то надоедает (поскольку неестественно). Ивушкин удачно маневрирует, снаряды рикошетируют от его брони, а сам он ухитряется поджечь один за другим еще 3 танка Танки крутятся вокруг сарая, как в известной компьютерной игре World of Tanks, где такая преграда принимается за непробиваемую и вокруг нее начинаются «качели» или «карусель» - видимо на этом знания о танковом бое заканчиваются, так как в реальном бою для бронебойного снаряда бревенчатая стенка никакой серьезной преграды не представляет и с «пистолетной» дистанции Т-34 был бы сразу поражен в борт, где его броня доступна даже для короткоствольного орудия Pz III. При этом как в упомянутой игре, при попадании в броню раздаются комментарии экипажа: «не пробил!». Наконец, Ивушкин вступает в бой с оставшейся машиной Ягера и оба танка поражают друг друга. Выбравшись из танка Ивушкин расстреливает из ТТ экипаж подбитого им последнего Pz III (вообще-то в 1941 г. экипажи танков вооружались «Наганами», ствол которых позволял стрелять через бойницы башни), вытаскивает своего раненого мехвода. Но тут появляется Ягер и стреляет в Ивушкина - тот падает. Далее – следующее действие, происходящее в лагере смерти летом 1944 г, куда прибывает эшелон с военнопленными и в том числе с Николаем Ивушкиным. Здесь, отбирая танкистов для своих целей, его узнает Клаус Ягер.

Штандартенфюрер Ягер (справа)
Штандартенфюрер Ягер (справа)

Он стал кавалером Рыцарского креста, на лице его шрамы от ожогов, и теперь он - штандартенфюрер танковых войск СС (чин, равный полковнику, как у известного фон Штирлица). Новая форма сидит на нем как влитая, на груди орден Железного Креста 1 класса, знак «Зв танковую атаку» и Золотой знак за тяжелое ранение. Несколько странно, что нет в пуговичной петле темно-красной ленточки медали за Зимнюю кампанию в России 1941-42 гг. («мороженое мясо»). Возможно, он не носит ее, так как там же – во второй пуговичной петле, носится лента Железного креста, что вместе с тем же орденом 1 класса может заменять шейный рыцарский орден (Ягер часто ходит с расстегнутым воротом рубашки, а Рыцарский крест положено носит при параде с застегнутым воротом, так что подобная вольность понятна). Клаус Ягер вынашивает дьявольский план – использовать советских танкистов в качестве живой мишени, и, именно для этого ему нужен Коля Ивушкин, уже 3 года находящийся в плену и имеющий на счету 7 неудачных побегов (и все зубы на месте, хотя только за один побег заключенного забивали насмерть - об этом есть свидетельства очевидцев, единицы выживших превращались в инвалидов, вскоре умиравших от нечеловеческих условий в лагере смерти). Заключенного с такой историей давно бы уже расстреляли, но Коля отказывается от предложения Ягера, и, только когда эсесовец говорит ему, что, в случае отказа, он застрелит девушку-переводчицу, Коля соглашается. Надо сказать, что актриса (Старшенбаум) сыграла эту сцену просто великолепно, чего не скажешь о натянутой игре других актеров этого блокбастера. Дальше он набирает экипаж – эту сцену в концлагере можно сравнить с показанной в фильме «Жаворонок» - там, конечно, люди и характеры показаны лучше, чем в Т-34, где весь упор сделан на экшн, а люди - это второстепенно… Теперь – подготовка танка: в «Жаворонке» набранный экипаж не признает командира, считая его фашистским прихвостнем и пытается саботировать ремонт техники. Здесь, в «Т-34» - все с радостью узнают, что Коля – хороший и сразу же впрягаются в работу. Танк и его вооружение – и здесь кардинальное отличие двух фильмов: В «Жаворонке» танкисты восстанавливают подбитые танки Т-34-76 без вооружения, естественно. В «Т-34» гитлеровцы доставляют танк с 85 мм пушкой прямо с поля боя, внутри – мертвый экипаж. Немцы даже не озаботились осмотреть танк вначале, а теперь процессы тления тел вступили в силу и узникам предлагается очистить танк. Внутри ни находят тела и 6 снарядов, большинство из них – бронебойных. (удивительно, но если танк не осматривала трофейная команда – а она должна была обнаружить снаряды) , то там же должно быть и личное оружие и гранаты, а также один ППШ или ППС (общее оружие экипажа). Также Николай находит на днище танка лежащий там знак «За отличную стрельбу из танкового оружия» (награждения им прекратились с началом войны) и забирает его себе. Ивушкин решает спрятать снаряды вместе с телами, поэтому просит Ягера похоронить их за пределами (!) лагеря, что танкисты и делают, заложив тела со снарядами пирамидой камней (отряженный для сопровождения охранник сидит в полусотне метров, даже не интересуясь, что там делают «Иваны»). Подготовка к побегу идет полным ходом – танк ремонтируется, экипаж вовсю обсуждает детали побега. Сделав в ящике с песком наглядный макет полигона (а где он его вообще-то видел?), Ивушкин ставит задачу экипажу. И все на фоне полной бесконтрольности и беспечности охраны. Заходит признательная Ивушкину за спасение жизни переводчица – и девушка вызывается помочь побегу (а вдруг ее «расстрел» - инсценировка и переводчица – настоящий пособник нацистов?). Впрочем беспечность здесь с обеих сторон… Наступает день ходовых испытаний. Т-34-85 вальсирует по двору мастерских, при этом никаких мер предосторожности фашисты не принимают – их танк сиротливо прислонился к забору с задранной в небо пушкой, группа офицеров ничем и никем не прикрыта, особенно когда мехвод лихо останавливает тридцатьчетверку в 3 метрах от Ягера. Ягер доволен и приглашает Николая с переводчицей на рюмку коньяку, во время разговора он старается расположить Ивушкина к себе, говорит, что они тезки: Коля и Клаус, оба танкисты, вот только не говорит о разнице в том, что завтра Коля умрет по замыслу Ягера. Эпизод на полигоне. В отличие от «Жаворонка» где несколько безоружных советских танков на ходу противотанковыми батареями гитлеровцев, для того, чтобы выяснить действие новых снарядов на экипаж при пробитии брони, Ягер задумал тренировать с помощью «живой мищени» экипажи курсантов на «Пантерах». Собственно, зачем : «Пантера» сильнее тридцатьчетверки по броне и оружию, но логика здесь отсутствует - что будут делать оставшиеся экипажи, если первая «Пантера» подобьет Т-34-85? Ни Ягер, ни сценарист ни тинейджеры в зрительном зале об этом не задумываются, естественно. Пока тридцатьчетверка загружает припрятанные снаряды по дороге на исходную позицию, переводчица ухитряется стянуть из кабинета Ягера карту района (она видела куда ее спрятал Ягер во время распития коньяка) и пользуясь разгильдяйством охранника на КПП лагеря смерти, не догадавшегося хотя бы позвонить в штаб, чтобы проверить ее право на выход (!) выходит на автобусную остановку ждать беглецов. А они, тем временем, творят чудеса на полигоне, подбивая первую выдвигающуюся на позицию «Пантеру», расстреливая наблюдательную вышку с генералами и давя генеральские автомобили…

Ме-е-е-е-дленно летят снаряды к фашистам на вышке полигона
Ме-е-е-е-дленно летят снаряды к фашистам на вышке полигона

НЯгер со своим начальником чудом уцелели, а тридцатьчетверка покидает полигон через главные ворота (переводчица предупредила, что окрестности полигона заминированы), затем танкисты забирают, на манер маршрутки, девушку с остановки, приведя в шок добропорядочных фрау, косившихся на переводчицу в серой одежде с нашивкой «OST».

Вот и "маршрутка" приехала...
Вот и "маршрутка" приехала...

Был ли прототип этого фильма? Как только было объявлено о сюжете «Т-34» сразу, как и во время выхода «Жаворонка» возникли вопросы о том, были ли случаи побега узников концлагерей на танках, тем более, что в анонсах было заявлено, что фильм базируется на исторических фактах. В 1962 г., за 2 года до выхода х/ф «Жаворонок» , «Красная Звезда» в редакционной заметке, а через год и главная газета СССР - «Правда», публикует ко Дню танкиста заметку «Подвиг капитана» за подписью Г.Миронова. В заметках рассказывается, что на танковом полигоне Ордруф, в нескольких километрах от Бухенвальда, гитлеровцы проводили испытания новых бронебойных снарядов, заставив советского пленного капитана-танкиста изображать на Т-34 живую мишень для артиллеристов. Капитан же сразу зашел во фланг батарее и раздавил ее, за что был казнен. Эта же история была повторена «Литературной России» от 8 мая 1964, журналистом Львом Шейниным, который указал и фамилию капитана – Иван Родионов. Однако драматург Самуил Алешин, вознамерившись написать об этом случае пьесу, основательно «перелопатил» немецкие архивы и ничего не нашел, а позднее выяснилось что Шейнин придумал фамилию капитана. Об этом написано в расследовании военного журналиста Виталия Скрижалина «Красная Звезда» от 06.05.2008. Он попытался в Германии найти очевидчев этих событий. Но, кроме слухов (прошло более 60 лет), ничего нового не нашел. Как ему сказали, еще два года назад был жив официант одного из местных ресторанов, которому повредило ногу во время событий (он как раз в войну служил на полигоне), он и рассказывал эту историю. Так что события в Ордруфе остаются под вопросом. Возможно, что один из очевидцев в 1962 г просто испугался, когда к нему пришли советские офицеры и стали расспрашивать о побеге капитана на танке с полигона, и ничего конкретного не сказал, а он был подполковником, начальником мастерских на полигоне и много знал про испытания. Журналистам показалось, что он явно что-то недоговаривает и скрывает. А вот случай побега на «Тигре» с танкоремонтного завода под Ригой расследован гораздо лучше. Впервые об этом было рассказано в 1959 г журналистами газеты "Советская молодежь" Б. Куняевым и Я. Мотелем. Согласно их сведениям, пятеро заключенных захватили на танкоремонтном заводе отремонтированный танк с боекомплектом и бежали на нем. Руководителем группы был русский инженер, хорошо знавший немецкий язык и которому немцы доверяли. В отличие от фильма «Т-34» в погоню гитлеровцы пустились сразу же, были расставлены засады на дорогах, а вот заправки, как в фильме, на дороге не было, хотя «Тигр» можно было, в отличие от Т-34, заправить бензином. Танк прошел около 60 км, пока не кончилось горючее в баках (видимо, залито было немного),по пути он принял бой, расстреляв двумя снарядами машину с пехотой, получив, в свою очередь, снаряд из противотанкового орудия, не пробивший броню, но ранивший одного из беглецов. После выработки топлива экипаж загнал танк в болото и они стали уходить пешком, сняв с танка пулемет и взяв гранаты. В результате еще одного боя их осталось трое, две недели беглецы скитались по лесам, однажды на хуторе их покормили и дали хлеба на дорогу (хозяина дома потом расстреляли за это) . Согласно материалам журналистского расследования, опубликованного 27 марта 2008 («Вести Сегодня» № 71) были найдены показания бывшего местного полицая Петериса А., проходившего службу в Цесисском "взводе тревоги": "Примерно в апреле 1944 года "взводом тревоги" совместно с немецкими жандармами была проведена операция в Тауренской волости Цесисского уезда в целях задержания трех советских военнопленных, якобы бежавших из Риги на немецком танке. Военнопленные были обнаружены в сенном сарае недалеко от хутора "Пиканяс". Увидев полицейских, русские стали стрелять из пулеметов и бросать гранаты. В результате схватки все они были убиты… У убитых нашли оружие, большую деревенскую буханку хлеба". Журналистам удалось опросить латышей, работавших на танкоремонтном заводе и один из них помог установить имя и фамилию командира: Гурылев Виталий Павлович, 1914 года рождения, в архиве МО он значился младшим воентехником, пропавшим без вести летом 1941 г. Позже бывшие рабочие опознали его по фотографии, полученной у родственников. По остальным членам экипажа полной ясности пока нет: мехвода звали Сашка Цыган и немцы доверяли ему как отличному водителю танка, перегонять машины с места на место – без него побега бы не было, по остальным данных тоже мало.

Вечная слава героям, известным и безымянным, павшим в бою, но не сломленным! Вот такая печальная и героическая история, по которой можно было бы снять отличный реальный фильм, но наши продюсеры предпочитают творить сказки на потребу невзыскательной публики.

Вернемся к нашему кино. Дальше – прогулка на танке по Германии. Первое что бросилось в глаза – немцы сразу не организовали погоню, хотя три «Пантеры» у них были в готовности и с боекомплектом. Второе – на дороге сама собой возникла заправка с чистеньким старичком-немцем и танковой солярой (видимо, ждал, когда подкатит русская «маршрутка».

На немецких заправках всегда есть дизтопливо - вдруг русский танк заедет...
На немецких заправках всегда есть дизтопливо - вдруг русский танк заедет...

Мехвод высовывается из люка и кричит: «До полного, ферштеен?» Дальше – мирный немецкий городок: приодеться и подкрепиться. В «Жаворонке», пиджачки добыли, разбив витрину стволом орудия. Затем разворошили памятник местному рыцарю-завоевателю и сходили за пивом в пивную, где немцы отмечают подвиги молодого летчика, и внезапно замолкают, увидев русский танк , направивший в их сторону ствол орудия и следом – закопченого танкиста в рваном комбезе – командир танка специально послал своего заражающего Павла за пивом, чтобы Павел увидел, что немцы его боятся (он слишком долго пробыл в плену и психологически надломлен) - замысел и игра актеров на высоте!

Кадр  из фильма "Жаворонок" русский танкист в немецкой пивной
Кадр из фильма "Жаворонок" русский танкист в немецкой пивной

тут все сами в радостью несут
тут все сами в радостью несут

А что в «Т-34»: немцы сами все несут и с радостью потчуют русских танкистов (а ведь кто-то же должен был тихонько позвонить в полицию и комендатуру и штандартенфюрер Ягер взял бы теплую компанию). Дальше – в «Т-34»: пикник на природе у костерка, купание парней с литыми мускулами, накачанными в спортзале (а посмотрите аналогичный кадр из «Жаворонка» – у заключенного «кожа да кости») с радостными криками в озере: а маскировка где? Погоня ведь может быть! Но гитлеровцы же здесь глупые и с погоней не спешат! Хочется крикнуть, как Станиславскому: «Не верю!». Интересно, что командир предлагает утопить танк в озере и разбежаться, но верующий заряжающий напоминает офицеру Красной Армии о воинском долге и Присяге, о том, что у них в руках оружие и они теперь подразделение РККА на территории врага и они решают ехать дальше все вместе. Как это было в «Жаворонке»: там такое предложение исходило от экипажа, но командир отказался: «Пока в баках есть горючее, я веду свою судьбу, а не она меня». Далее в «Т-34» – любовь под звездным небом. Но, наутро посередине шоссе стоит орудие и прямой наводкой мажет по танку! Ничего, мы объедем засаду по лесу…Правда, Коля смекает, что дальше будет хуже и высаживает пассажирку, назначив точку рандеву у следующего городка (до которого пару десятков километров). Ясно, что там их ждет решительный бой. Что же показывал фильм «Жаворонок»? Например, там есть потрясающие кадры, когда на поле, где работают угнанные в неволю женщины с нашивками «OST», появляется тридцатьчетверка: «Наши!!!», и они бегут вслед, долго бегут, но танк уходит, оставив взрытую колею.

Фильм "Жаворонок" - женщины бегут к танку: "Наши!!!"
Фильм "Жаворонок" - женщины бегут к танку: "Наши!!!"

А тем временем кольцо погони сжимается – один за другим гибнут храбрые танкисты в неравном бою (кроме брони, у них захваченный пистолет-пулемет МП-40 и все). Остается один командир за рычагами танка, который развивает максимальную скорость, надеясь проскочить засаду зенитных 88 мм орудий, без проблем прошивающих тридцатьчетверку из любого положения. И вдруг на дорогу за щенком выбегает маленький мальчик, он падает и плачет. Танк останавливается, командир несет на обочину мальчишку о щенком. Он возвращается к танку, и – автоматная очередь… На этой трагической щемящей ноте фильм "Жаворонок" заканчивается. Забыть такое нельзя. Как же решена концовка в «Т-34»? Танк входит ночью в пустой городок и оказывается блокированным 4 «Пантерами». Одну из «Пантер» Ивушкин расстреливает в упор, другую захватывает посланный с гранатой наводчик и он же из орудия захваченной «Пантеры» расстреливает следующий гитлеровский танк. Остается один Ягер. Он бы, конечно, мог еще раньше расстрелять Ивушкина, пользуясь ночным прицелом «Пантеры» (Такие тогда уже были. Не часто, но были, штандартенфюрер может себе позволить).

Т-34 в ночном прицеле "Пантеры"
Т-34 в ночном прицеле "Пантеры"

Вместо этого, он высовывается из башни и в рассветном неясном свете бросает перчатку – вызывает на поединок. Как-то вдруг эсесовец-палач, посылавший людей на смерть как живые мишени, решил поиграть в благородного рыцаря. И вот на узком мосту через реку утром сходятся два танка. Опять медленно-медленно летят снаряды, рикошетируют, сталкиваются в воздухе, попадают в лобовую броню, но оба танка невредимы. Правда, наводчик Ивушкина ранен (когда Ягер подбил захваченную русским «Пантеру»), нет экипажа и в башне танка Ягера (заряжающего и наводчика он из башни куда-то прогнал, возможно, у него танк-автомат?). Наконец, тридцатьчетверка таранит «Пантеру» и та повисает на краю моста (вообще то «Пантера» в полтора раза тяжелее Т-34 и от удара свалиться должен был бы Ивушкин, но, как мы знаем, законы физики в этом фильме не действуют). Ивушкин с маузеровской винтовкой вылезает на броню и ногой останавливает сорокапятитонный балансирующий на краю моста танк врага. Открывается люк и высовывается Ягер. Ивушкин поворачивает головой: мол, вылезай. Ягер протягивает ему окровавленную руку. Ивушкин сжимает кисть врага, но Ягер разжимает пальцы и вместе с танком летит вниз. Весьма двусмысленный эпизод!

Рукопожатие командира РККА и эсесовца - нонсенс
Рукопожатие командира РККА и эсесовца - нонсенс

Пусть это не рукопожатие, а попытка оказать помощь и спасти поверженного врага - эсесовца, стрелявшего в Колю под Москвой, из за которого Ивушкин принял весь ужас 3 лет плена, который собирался застрелить любимую им женщину, посылал на смерть узников. Пусть это будет благородством к поверженному врагу. Но война еще не кончена, она будет длиться еще 11 долгих месяцев ожесточения и борьбы. Хорошо, пусть Коля спасёт штандартенфюрера Ягера. А что он будет с ним дальше делать? Просто отпустит матерого врага – так он за этот практически год еще минимум сотню русских жизней унесет (после такого конфуза Ягера ждет фронт, хорошо, если не разжалуют, а только понизят в звании). Возьмет в плен? Большего идиотизма, чем тащить куда-то раненого Ягера, нет… Смысла тащить его с собой как заложника - нет. Остается одно – пристрелить. Так зачем же спасать? Для того, чтобы через 5 минут пустить ему пулю в лоб? Логики никакой, как во всем этом фильме… Что следует дальше? Они идут пешком куда-то через горы – в Богемию, как будто это не протекторат Рейха, а суверенная держава, там же те же эсесовцы, а партизан днем с огнем искать надо! Несут на носилках раненого наводчика. Встречают бывшую переводчицу, а ныне – члена боевой группы. Видимо, те 4 «Пантеры» - это и были все силы гитлеровцев в том районе.. А где фельджандармерия с собаками (ведь русские могли еще до боя разбежаться кто-куда)? А уж теперь медленно движущуюся группу догнать совсем нетрудно…Но, тз кадров, идущих на фоне титров, мы узнаем, что все благополучно вернулись домой после войны. Happy end! Подведем итоги:

Подведем итоги:

1. Что является движущей силой современного кинематографа? Конечно же, зрелищность, обеспечивающая главную цель – кассовые сборы, позволяющие, как минимум окупить затраты на фильм, а как максимум - принести многократную прибыль. Но, как мы уже говорили вначале , если снимается фильм о Великой Отечественной войне, то прибыль – это не самоцель, она вторична. Главное же - правдиво показать героизм народа, принесший нам Победу. Именно в этом состоит великая воспитательная цель кинематографа. Что же мы видим в рассмотренных выше фильмах: сценарист и режиссер поработали над тем, чтобы создать захватывающий сценарий, далекий от реальности, операторы и специалисты по спецэффектам создали красивую картинку, не посоветовавшись с военными и историками, насколько естественным будет то, что они преподносят зрителю.

2. Кто же является целевой аудиторией подобных современных фильмов? Судя по всему рассмотренные нами фильмы рассчитаны на школьников или для взрослых, не способных или не желающих (хочется отвлечься и развлечься) логически мыслить и делать выводы. Именно среди них формируется восторженная аудитория, плюс женский взгляд – фильм про красивую любовь… И этой, скажем прямо, массовой аудитории внушают, что фильм сделан на основе исторических фактов, и люди в это верят… Что же будет, когда вчерашние школьники узнают действительную историю, не постигнет ли их разочарование, за которым придет цинизм и мизантропия. Мы уже видели это с «потерянным поколением» 90-х, разуверившимся в том, что им внушали в советской школе, а потом внушали прямо противоположное, а вокруг они видели нечто третье...

3. Достоинство и одновременно недостаток – обилие спецэффектов и красивая картинка. Война не может быть красивой по определению: это пот, грязь, кровь, боль и смерть – ничего хорошего в ней нет. Всякие красивости лишь навязывают мысль о том, что война - это вовсе не страшно. Даже Дев Толстой, бывший в свое время боевым офицером-артиллеристом, имевшим награды за храбрость, писал, что война есть состояние противоестественное для человека.

4. Известно, что победу в войне приносит не только и не столько техника, вооружение, боевая подготовка, но и идея, ради которой люди идут в бой, особенно в такой войне, где победа или поражение – это существование или гибель государства. Именно потому, что наша идея была сильнее нацистской, СССР и победил гитлеровскую Германию. А есть ли такая идея, объединяющая весь народ сейчас – остается под вопросом… Ведь если говорить про идею прорыва, про патриотизм, о чем говорит наш Президент – то рассмотренные выше фильма ничего для этого не делают, скорее наоборот: количество исторических, военных и идеологических ошибок превышает критический уровень. Надо срочно что-то менять в нашем военном художественном кинематографе, иначе в угоду зрелищности и компьютерной картинке мы проиграем в главном – в умной пропаганде.

5. И, наконец, очень опасный с идеологической точки зрения финальный посыл фильма «Т-34» – то ли рукопожатие, то ли попытка помощи врагу - садисту и убийце. Попытка обелить эсесовца – ах, он такой цивилизованный и благородный рыцарь, не помочь ему просто нельзя, приведет к мысли о том, что фашисты – они вовсе не такие плохие парни, как нам внушали все эти годы и с ними можно иметь дело и договариваться. В целом, фильм «Т-34» существенно проигрывает своему предшественнику - художественному фильму «Жаворонок» - там некто и не думал обмениваться рукопожатием с фашистами, а игра актеров была на порядок лучше : что лучше с идеологической точки зрения – спасение немецкого ребенка ценой собственной жизни героя или спасение матерого эсесовца, хотя бы и танкиста-профессионала? Не будем предъявлять к художественному фильму жестких требований по логике и характеру действий героев – автор имеет право на художественный вымысел. Но, с точки зрения не только исторической правды (еще раз повторим – все понимают, это не документальное кино), но и воспитания патриотизма - финал фильма «Т-34» может сыграть злую шутку. Нет, не тот, на фоне которого идут субтитры и все вернулись живыми домой, а тот, на мосту, где советский офицер протягивает руку помощи (думаю, что все же не дружеского рукопожатия) фашисту-эсесовцу, палачу, посылавшего на смерть узников в виде живых мишеней. Нет, не может и не должно быть такого. Иногда фронтовики рассказывают, что у них во время долгих оборонительных боев завязывались вполне приятельские отношения с простыми немецкими солдатами, такими же вчерашними рабочими и крестьянами, как и они сами. Но только не с офицерами СС, организации, исповедавшей человеконенавистническую идеологию, организации, признанной преступной Нюрнбергским трибуналом! И говорить о том, что эсесовцы-танкисты – это профессионалы и рыцари и им можно руку помощи подать – также преступно, уж, по крайней мере, неумно. Никакого благородства Ивушкина, как думали, наверно, создатели этого фильма, этим не показывается. Не было у советских людей никакого сочувствия к эсесовцам, тем более, война еще не кончилась. А получается, она кончается со смертью Ягера, экипаж бросает свой Т-34 и уходит в Богемию под песню Б.Окуджавы «Бери шинель, пошли домой». Не рано ли домой, это еще не май 1945 г, год войны впереди! Вспомните «Жаворонок»: «мы покажем этой Германии с хлыстиком». Именно так повели бы себя советские люди, вырвавшиеся из лагеря смерти, именно так должен был повести себя офицер - командир. В этом и есть правда войны. И вовсе не надо сочинять красивые сказки (реальные герои боролись до последнего и руки врагам не жали) для молодого поколения. Даже если они поверят сейчас в эту сказку, то став взрослее, увидят первоисточники, прочтут мемуары участников и у них появится чувство, что их обманули в детстве. А от такого разочарования в том, чему поверил в детстве – прямой путь к потере идеалов и цели в жизни, Поэтому нужно не сочинять псевдопатриотические сказки, а показывать войну так, как она есть: не веселой прогулкой с красивыми картинками, а реальной трагедией, потребовавшей для Победы в той войне на выживание колоссального напряжения сил всего народа, самопожертвования и героизма. И надо рассказывать о том, что люди в красивой форме от Хуго Босса, с черепами на фуражках на самом деле были зверями в человеческом облике, а не то, воспитывая сочувствие к этим «несчастным жертвам войны» (вспомните другого Колю – из Уренгоя) мы посеем зерна нацизма в души следующего поколения. Не может быть штандартенфюрер СС несчастной жертвой войны, ни при каких обстоятельствах и условиях он не достоин ни рукопожатия, ни руки помощи советского офицера, вчерашнего узника лагеря смерти. Этот финал выглядит как насмешка над памятью многих миллионов павших (а ведь все три фильма сняты под эгидой Министерства культуры и Военно-исторического общества!) , и если мы не будем вслед за Юлиусом Фучиком повторять: «Люди, будьте бдительны», то эти ростки нацизма можем увидеть уже в ближайшее время, в наших детях, насмотревшихся подобных «киношедевров».

Будут еще рецензии - подписывайтесь на канал

Фото и скриншоты - с портала Кино-театр.ру