Кто ведётся на схемы быстрого обогащения, гадания и фейковые новости? И почему?
Можно утверждать со 100% уверенностью, что хотя бы один их наших знакомых пал жертвой финансовой пирамиды или схемы мгновенного обогащения и искренне верит фейковым новостям, конспирологическим теориям или советам личного экстрасенса.
Душераздирающие рассказы жертв мошенников неизменно вызывают жгучий интерес среди знакомых и горячие дискуссии в социальных сетях. Ничего удивительного! В конце концов, люди естественным образом тянутся к захватывающим сенсационным историям о катастрофах в небе и на земле, людях, потерявших все. Психологи считают это проявлением базового человеческого инстинкта - стремления выжить. Боль соплеменников помогает нам почувствовать себя в безопасности. Это, своего рода, форма эмоционального эскепизма, подобная американским горкам, когда вы бываете смертельно напуганы, но при этом реально вашей жизни ничего не угрожает. И в кино мы идём, чтобы посмотреть на человеческие страдания просто для развлечения.
Наука убедительно объясняет, почему трагедия так завораживает зрителей. Мой же вопрос в том, почему ее жертвы так доверчивы.
Причина - Эффект Барнума.
Он состоит в том, что люди верят когда им говорят, что они особенные. на самом же деле такие оценки - это общее место, и применимы они почти к любому человеку.
Brittanica.com приводит примеры таких характеристик «ни о чем»:
«Иногда вы слишком выкладываетесь в работе над проектами, которые не реализуются.»
«Вы любите перемены и не хотите ограничивать свои возможности.»
«Хотя у вас есть маленькие слабости, вы упорно работаете, чтобы стать лучше.»
«Особый путь», «высокая духовность», «избранность» народов и государств - тоже отличный способ повысить самооценку целой нации в ее естественном стремлении выделиться.
Разумеется все согласны с подобными характеристиками. Так все это и работает. И именно поэтому медиа бизнес, экстрасенсы и ясновидящие процветают.
От магии к маркетингу
Итак, Эффект Барнума превратился в мощную манипулятивную политическую и маркетинговую стратегию. Где бы бизнес не продвигал товары как «рекомендуемые исключительно для вас», он приводит в действие технологию общения «один-на-один», эксплуатирующую естественное желание человека отличаться.
Так действуют все консультанты в сфере сетевого маркетинга, занимаясь копированием и озвучиванием скриптов, которые взращивают у клиентов чувство собственной исключительности. Начинается с лестного описания вашей внешности, за которым следует «это будет для вас идеально». Бизнес успехи сетевого маркетинга доказывают, что стратегия отлично работает. Отчеты свидетельствуют, что из 20 миллионов американцев, задействованных в этой сфере в 2018 году, треть не заработала никаких денег вообще, а половина в конце концов все равно потеряла заработанные средства.
До последнего времени это успешно применялось и в России. Все федеральные каналы трубили об исключительной духовности, особом пути и высоком патриотизме нации, которая при этом теряла последние крохи свободы и самоуважения, не говоря об огромных материальных потерях людей.
Тем временем, в недавней статье Нью Йорк Таймс утверждается, что 41% американцев верят в экстрасенсов, а сфера ясновидения уверенно растёт, подбираясь в 2 миллиардам прибыли в 2018. (Давайте признаемся, что и мы пару раз обращались к астрологам, ведь это не только американский феномен.)
А чтобы понять сколько людей пали жертвами фейковых новостей, просто обратитесь к результатам последних выборов. Они заставляют меня думать, что все мы подвержены эффекту Барнума. Просто у некоторых это доходит до крайностей.
Жизненные испытания делают нас более доверчивыми
Недавние исследования показали что люди, которые пережили трагические события в начале жизни, впоследствии становятся доверчивее прочих. Например, они легче уступают давлению окружающих, их легче одурачить масс-медиа или кинуть бизнес партнерам.
Вопреки расхожему мнению психологи утверждают, что тяжелые события (болезни, травмы, развод родителей, смерть близких, трудности с работой, буллинг в школе) не только не закаляют нас, но, фактически, лишают нас веры в себя. Люди, постоянно испытывающие лишения, начинают искать их причину в себе, поскольку видят себя неизменным действующим лицом череды несчастий и считают это следствием своих неправильных действий.
Поэтому, когда сетевой агент говорит, что вам и только вам выпал великолепный уникальный шанс преуспеть, или астролог обещает вам денежный дождь в следующее новолуние, или на федеральных каналах утверждают, что все ваши проблемы - это происки политических врагов, разве не приятно вам будет во все это поверить?
И это заставляет меня думать, что и мы, все остальные, нисколько не умнее других и абсолютно ни в чем не уникальны, и мы находимся всего в нескольких шагах от того «чёрного вторника», когда и нас тоже обязательно кинут.